Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Иллюстрированный спутник по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге. Харьков, 1902. В современном полукожаном переплёте. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1902


Иллюстрированный спутник по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге. Харьков, товарищество "Печатня С.П.Яковлева", 1902. [2], II, VIII, [4], 250, 8, 20, 24 c.; 67 л. илл., карт. 21 x 14,3 см. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.


Задача «Спутника» состояла в ознакомлении пассажиров, передвигавшихся по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге, с достопримечательностями, природными и рукотворными, располагавшимися по пути следования, а также с общей справочной информацией, касавшейся работы железной дороги и ее служб. Первый отдел книги содержит исторический очерк развития Курско-Харьково-Севастопольской линии, информацию о ее состоянии к началу XX века. Во втором отделе описана главная линия от Курска до Севастополя. Здесь помещены исторические, географические и этнографические сведения, связанные с районами юга России, через которые пролегала дорога. Описаны участки железной дороги в пределах Курской, Харьковской, Екатеринославской, Таврической губерний. В каждом случае помещена обзорная информация о губернском городе, его истории и современном состоянии (Курске, Харькове, Севастополе и др.), говорится об уровне развития сельского хозяйства, промышленности, ремесел, жизни и занятиях основной массы населения в губернии. Для каждого участка дороги в пределах конкретной губернии представлен своеобразный путеводитель, в котором рассказывается о населенных пунктах вдоль дороги, дается практическая информация для пассажиров о наличии буфетов на станциях и прочих удобствах, описываются здания вокзалов. Третий отдел посвящен Джанкой-Феодосийской и Керченской ветвям железной дороги, а также истории Керчи и Феодосии. В связи с рассказом о ветке Лозовая-Горловка поднимается тема добывающей и обрабатывающей промышленности в Донецком бассейне (описываются некоторые заводы и копи). В частности, речь идет о Горловском месторождении каменного угля, Донецком заводе, Бессемеровской фабрике. В пятом отделе «Спутника» представлена Белгород-Волчанско-Купянская ветвь с ее окрестностями. Заключительный раздел содержит информацию об инфраструктуре железной дороги, различных железнодорожных учреждениях (больницах, школах, библиотеках).

Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога находилась в государственной собственности, первоначально была выстроена на частные средства. Строительные работы были завершены к 1875 г. В 1896 г. после слияния Курско-Харьково-Азовской, Лозово-Севастопольской и Джанкой-Феодосийской железных дорог образовалась собственно Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога. Еще в 1844 году инженер П.П.Мельников предложил проект строительства железной дороги Москва-Харьков-Севастополь. Лишь в 1864–1868 г.г. была построена дорога Москва-Курск, а позже и другие линии, влившиеся в Курско-Харьково-Севастопольскую железную дорогу. В 1907 году Курско-Харьково-Севастопольская и Харьково-Николаевская дороги соединились в одну магистраль под названием Южные Железные Дороги.

Издание содержит множество репродукций снимков с видами местностей вдоль Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги, городов и населенных пунктов, примечательных зданий и сооружений. Некоторые фотографии сопровождаются подробными комментариями. В «Спутнике» помещена общая карта Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.