Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Императорская яхта «Полярная звезда». Рисовал В.Игнациус. [Спб., 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Игнациус В.
Год издания: 1892


Императорская яхта «Полярная звезда». Рисовал В.Игнациус. [Спб., хромо-литография Штадлер и Паттинот, 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. На обороте листа приведены технические и боевые характеристики корабля. Размеры оттиска: 17 х 24,3 см. Размеры в раме: 40,5 х 47,9 см. Отличная сохранность.


Литография из альбома «Русский флот», изданного великим князем Александром Михайловичем (Спб., 1892). Корабли рисовал с натуры лейтенант В.Игнациус, литографии изготовила фирма «Штадлер и Паттинот». Тираж альбома - 2000 экземпляров. Издание имело посвящение императору Александру III. В альбом вошли 56 листов хромолитографий с изображениями военных судов, созданных на русских заводах из российских материалов силами российских инженеров и рабочих преимущественно в период правления Александра III. Из них было 14 броненосцев, два броненосных крейсера, три полуброненосных фрегата, три корвета, два крейсера, три броненосных канонерских лодки и др. Считалось, что эти корабли не уступали европейским военным судам тех же классов. Новые суда должны были свидетельствовать о росте мощи отечественного флота и его модернизации. С этим морским арсеналом Россия вступила в 1904 г. в Русско-японскую войну.

«Полярная звезда» - двухвинтовая крейсерская яхта, построенная для нужд императоров Александра III и Николая II. Она была спроектирована в 1884 г., строительные работы велись на Балтийском судостроительном заводе с 1888 до мая 1890 года, когда яхта торжественно была спущена на воду. В марте 1891 года судно прошло испытания и было причислено к Гвардейскому экипажу. Яхту снабдили артиллерийским вооружением (четыре 47-мм орудия Гочкиса) и мощным мотором в 6000 л.с., благодаря чему судно развивало скорость до 17 узлов. Другие технические характеристики: водоизмещение 3949 т.; длина 106,5 м.; ширина 13,8 м.; высота 5,2 м. Яхта была роскошно отделана. По воспоминаниям современников, «перед ней бледнела ее соперница, … яхта английской королевы Александры, сестры Марии Федоровны». На борту яхты были церковь и даже коровник с каютой для коровницы.

В 1891-1914 годах яхта обслуживала императорскую семью во время визитов в столицы государств Европы, принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств. Летом 1905 года на борту яхты был подписан исторический Бьеркский договор между германским императором Вильгельмом II и Николаем II.

В начале июня 1917 года яхта перешла в Гельсингфорс, где на ней разместился Центральный Комитет Балтийского флота. Командир яхты, капитан 1-го ранга М.М.Лялин, стал первым выборным командующим Балтийским флотом. В сентябре-октябре 1917 года на яхте проходил II съезд представителей Балтийского флота. В начале 1930-х годов бывшая императорская яхта была переоборудована в плавучую базу советских подводных лодок. Даже в это время сохранялась роскошная внутренняя отделка многих помещений. В качестве плавбазы яхта участвовала в Великой отечественной войне. В 1961 году яхту использовали как корабль-мишень для испытания противокорабельных ракет. Она затонула в Рижском заливе на военно-морском полигоне.

Василий Васильевич Игнациус (1854-1905) - русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения, известный художник-маринист. Окончил Морской корпус. Сделал успешную военную карьеру. В 1888-1889 г.г. в течение года обучался в Париже живописи у профессора А.П.Боголюбова. По возвращении из Франции продолжил занятия живописью в Императорской Академии Художеств, после чего стал штатным военно-морским художником. В 1890-е г.г. командовал различными военными судами на Балтийском море и в составе Тихоокеанской эскадры. С 1 апреля 1901 г. состоял в чине капитана 1-го ранга, с того же года командовал 8-м флотским экипажем и эскадренным броненосцем «Князь Суворов». Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 г.