Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кедров И. Курс психологии. Ярославль, 1844. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Автор: Кедров И.А.
Год издания: 1844


Кедров И. Курс психологии. Ярославль, в Типографии Губернскаго Правления, 1844. [4], 326 c. 21,4 х 13,2 см. На с. III, 57,298, 326 владельческий штамп: "Библиотека Ивана Александровича Вахромеева". В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.


Иван Александрович Вахрамеев(1844-1908) - книготорговец, ярославский городской голова, член Московского археологического общества, коллекционер древнерусских рукописей и материалов по истории России. Библиотека Вахрамеева содержала научные и религиозные книги, большое собрание рукописей, свитков. По завещанию владельца, после смерти И.А.Вахрамеева его библиотека была передана в Исторический музей г.Москвы.

Иван Андреевич Кедров (1811-1846) - философ, ученый. Родился в семье причетника. После окончания Санкт-Петербургской духовной академии служил преподавателем словесности в Ярославской духовной семинарии. Настоящее издание было написано И.А.Кедровым с целью познакомить всех желающих, а по возможности и учащихся, с основами психологии. Научный склад ума позволил автору создать по-настоящему ясную и весьма прогрессивную книгу. Противник всякого мракобесия, И.А.Кедров выступает против распространенных антинаучных теорий (например, френологии - теории о связи формы черепа с душевной организацией).

Настоящее издание предпринято с целью чуть глубже уяснить суть самопознания, с древнейших времен являвшегося вершиной человеческой мудрости. Главная задача, по мнению И.Кедрова - ответить на вопросы о том, что такое человеческая душа, каковы ее силы и состояния, и в чем состоит ее предназначение. Отправной точкой психологии, по мнению ученого, является сознание, которое не может быть разделено на высшее и низшее.

Первая глава посвящена существу человеческой души, основе ее бытия. Здесь утверждается разница между психическими явлениями, имеющими материальную основу, и бесплотным духом, в существовании которого невозможно усомниться, так как знание о материальном мире человек получает посредством психических процессов, а душа является непосредственной частью человеческой личности. Но в человеке явлено, кроме небесного, и земное душевное начало: малый мир, в котором можно найти все качества, присущие животным (хитрость, изобретательность, жестокость), которые делают homo sapiens опаснейшим существом. Несмотря на дуализм такой схемы, автор утверждает неразрывность самосознания, которая только подтверждает единое начало высокого и низкого в человеке. Тело является органом чувств души, которая сама по себе не имеет никакой материальной основы, на деятельном отношении души к телу основывается отношение к миру.

Вторая часть книги говорит о силах, которыми наделена душа (познавательных способностях, чувственных желаниях и порывах, инстинктах, свободе воли). К ним относятся и важнейшие чувства: осязание, обоняние и пр. (Зрение представляет особый интерес И.Кедрова, в подпункте, посвященном этому чувству, он приводит некоторые современные ему концепции о том, почему, имея два глаза, человек видит предмет неудвоенным). Также в комплекс душевных сил относится воображение, имеющее близкое родство с памятью. Говоря о желаниях как еще одной душевной способности, автор противопоставляет ее познанию.

Нормальные душевные состояния И.Кедров выделяет в обширную область, предполагая, что нельзя определить их одинаково для людей разного темперамента, сложения, образования. К ненормальным, "необычайным" состояниям относится сон как наиболее слабо изученное состояние, и душевные болезни. Дом сумасшедших - это место, где страсти явлены без стеснения, все движения человеческой души можно увидеть в полной силе. Причиной недуга могут быть как физические недостатки, так и безрассудная мечтательность или сильные волнения, а на их выражение влияют самые разные факторы: возраст, пол, народность, сословие, ученость и сам дух века. Третья, заключительная глава, посвящена цели существования и бессмертию души.