Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кондаков Н. Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода. Том первый [единственный]. Спб., 1896. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Кондаков Н.
Год издания: 1896


Кондаков Н. Русские клады: Изследование древностей великокняжескаго периода. Том первый [единственный]. С 20 таблицами рисунков и 122 политипажами. Спб., типография Главнаго Управления Уделов, 1896. [4], 214 с.; с иллюстрациями в тексте; 20 л. табл. 36,3 х 26,3 см. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Библиография: Международная книга, 1-239; 19-344, 345; 51-326, 327; 78-307.


Никодим Пaвлович Кондaков (1844-1925) - крупнейший из дореволюционных историков византийского и древнерусского искусства, профессор Санкт-Петербургского университета, академик Академии художеств и Академии наук, старший хранитель Эрмитажа, с 1898 г. - академик, эксперт Императорского двора по иконописи. Он был ученым европейского масштаба. В 1895 г. основал (вместе с Фёдором Успенским) Русский археологический институт в Константинополе. В 1916 г. за научные достижения Н.П.Кондаков награжден орденом Почетного легиона. Он вел все свои разыскания на широкой исторической основе, ввел в научный обиход и тщательно обследовал целый ряд памятников, ранее неизвестных или неправильно оцененных. В области византийского и древнерусского искусства Н.П.Кондакову принадлежит особенно видное место. Исследователь разработал иконографический метод изучения памятников искусства, анализировал их типологические особенности, а также бытовые, культурные и политические причины, их вызывавшие. Он поставил проблему генетического родства искусства Западной Европы, Византии и Востока. Историк использовал принцип типологической систематизации памятников и тонкий анализ их техники. Его метод исследования соответствовал каноническому характеру средневековой художественной культуры и достоверно ее отражал.

Н.П.Кондаков был одним из первых исследователей средневекового христианского искусства, обратившим внимание на декоративно-прикладное искусство древнейшего русского периода и, в том числе, на художественное литье. В настоящей книге автор рассматривает развитие древнерусского искусства домонгольского периода на материале предметных кладов XI-XIII в.в.

Клады для этого периода являлись одним из немногих драгоценных источников сведений о предметном мире эпохи. Как правило, то, что не было спрятано под землю до прихода татар, было сожжено и разграблено в годы монголо-татарского нашествия и не сохранилось до наших дней. Клады представляют комплексы произведений ремесла и ювелирного искусства. Они позволяют судить о торговых и политических связях, развитии ремесел и технологий, духовной культуры и идеологии.

Н.П.Кондаков в своей работе исследует технику изготовления различных предметов ювелирного искусства, например, техники древнерусской перегородчатой эмали и скани. Они активно развивались при киевском великокняжеском дворе, а первая из них отразилась не только в ювелирных украшениях, но и в книжной миниатюре. Изучая торгово-политические связи, автор выявляет предметы, пришедшие на Русь с арабского Востока и из Византии, анализирует особенности собственно русских произведений прикладного искусства. Наблюдение над стилями произведений искусства дает возможность отнести предметы к тем или иным регионам, проследить преемственность художественных традиций и взаимовлияния древних государств друг на друга. Ученый делает попытку выяснить корни русского звериного стиля. Он справедливо ищет их в произведениях ремесленного искусства.

В издании дано подробное описание находок из 22 кладов, найденных на протяжении XIX в. на территории Киева, Чернигова, Рязани и их губерний, а также Черкасс. Автор дает художественно-исторический анализ отдельных особенно выдающихся предметов древнерусского искусства, в том числе княжеской диадемы, гривен, других нагрудных украшений и церемониальных предметов, женских украшений: серег, браслетов и т.д.

Издание богато иллюстрировано репродукциями фотоснимков с исследуемых предметов. Целый ряд репродукций выполнен в технике хромолитографии с применением большого количества золота. Книга издана на высоком полиграфическом уровне, отпечатана на веленевой бумаге.