Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Коноплянка: Разсказ. С рисунками Н.А.Мартынова. М., 1910. В иллюстрированной издательской обложке работы Н.А.Мартынова и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1910


Коноплянка: Разсказ. Переделка с английскаго В.Л. С рисунками худ. Н.А.Мартынова. М., издание редакции «Семья и школа», 1910. 24 с., с илл. 22,3 х 18 см. В иллюстрированной издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.


Николай Авенирович Мартынов (1842-1913) - художник, график, мастер-анималист и пейзажист. Несколько его акварелей с изображением птиц хранятся в собрании Дарвиновского музея в Москве, а два больших полотна «Ледоход» и «Лесной пожар» были куплены Румянцевским музеем. Произведения художника находятся в собраниях Третьяковской галереи, музея «Абрамцево». Н.А.Мартынов окончил Высшее училище живописи, скульптуры и архитектуры, преподавал изобразительное искусство в разных учебных заведениях Москвы. В 1880-х г.г. обучал рисованию детей знаменитого мецената Саввы Мамонтова, книгоиздателя Михаила Сабашникова, переводчицы и мемуаристки Татьяны Аксаковой-Сивере и других. Портреты Н.А.Мартынова писали А.Васнецов, И.Остроухов и другие художники Абрамцевского кружка. Существует версия, согласно которой художник А.Иванов писал с Н.А.Мартынова голову Иоанна Крестителя для картины «Явление Христа народу».

Книга вышла в издательстве журнала «Семья и школа», в серии переводных английских рассказов для детей. Тематика серии рассказов в основном касалась животного мира и его взаимоотношений с человеком. Животные были, как правило, наделены не только человеческим умом и речью, но вместе с тем объяснялся их образ жизни, повадки, отличающие их от людей, и благородные мотивы, роднящие с ними. Книги издательства «Семья и школа» этого периода отразили интерес к изучению дикой природы, все более заметный с ростом городов и отдалением населения от непосредственного соприкосновения с царством зверей.

История о коноплянке, маленькой певчей птице, происходит в городе. Коноплянки - обитатели культурного ландшафта: они населяют сады, живые изгороди. Эти птицы отличаются красивыми брачными песнями. Герой рассказа - самец коноплянки, пойманный именно за свой певческий талант. В клетке он знакомится с канарейкой, с которой ведет почти философскую беседу о природе свободы. Канарейка, хорошо переносящая неволю, никак не может взять в толк, чем же плоха сытая жизнь. История животных и столкновение их с человеком в рассказе скорее ода уходящему миру дикой природы. Без сомнений, в новом мире человек стал победителем, но тем важнее становится его способность проявить милосердие к братьям меньшим.

Рассказ о коноплянке хоть и очеловечивает птицу, от лица которой ведется большая часть повествования, но все же остается весьма реалистичным. Поведение коноплянки в рассказе полностью соответствует тому, как обычно ведут себя эти птицы: коноплянка бьется в клетке до изнеможения, хотя это не приводит к результату; остается пугливой и с трудом привыкает к человеку. Спасение приходит с неожиданной стороны. Коноплянку, случайно вывалившуюся из клетки, подбирают студенты. Они сразу же разгадали, почему малиновая окраска коноплянки превратилась в грязно-желтую: этот вид всегда меняет цвет в неволе. Решившись помочь, они выпускают птицу в ближайшее воскресенье на даче.