Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кормчая.М., Печатный двор, 15.06.1653 (07.11.7158–15.06.7161). В сборном переплете XVIII-XIX в.в. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1653


Кормчая. (В переделанном виде). М., Печатный двор, 15.06.1653 (07.11.7158–15.06.7161). 26 x 17 см. 787 л. Набор: 25 строк с колонтитулом. Орнамент: заставок 68 с 15 досок; инициалов 6 с 5 досок. Печать в две краски. Тираж 1200 экземпляров. Редкость.

Удовлетворительная сохранность: нет л.л.: пустого, 1-24, 31 (1-го сч.), 8-9 и 14-15 (2-го сч.), 647 и 679, 11-16 (4-го сч.). Текст утраченных листов, кроме л. 647 и 679, восстановлен на листах бумаги ярославской мануфактуры А.Евреинова профессиональным полууставом XVIII в. в два цвета, писец стремится точно воспроизвести киноварные инициалы и буквицы изданий Московского печатного двора. Текст л. 1-24 восстановлен на 16 листах. Реставрация некоторых листов вдоль корешка, на полях и в тексте полосками бумаги разного времени. Утраченные фрагменты текста восстановлены в два цвета полууставом второй половины XIX в. (на л. 25-26 (1-го сч.), 117-119 и др.). Л. 438, 597 вплетены после л. 439, 598 соответственно. Л. 1-16 вплетены после л. 678. На многих листах следы затеков сырости, небольшие надрывы полей.

Переплет сборный XVIII-XIX в.в.: доски в коже со слепым тиснением. Профессиональная реставрация XX века: корешок восстановлен широкой полосой кожи, на которую между бинтами дублированы фрагменты кожи корешка от более раннего переплета (XVIII в.). На крышках кожа, очевидно, другого переплета XVIII-XIX в.в. Две застежки и пробои желтого металла. Ремни застежек были утрачены, восполнены кожей во время реставрации в ХХ в. Блок значительно обрезан.

На л. 23, 34, 49, 63, 79, 98 (3-го сч.) сохранились фрагменты записи XVII в., выполненной чернилами скорописью. На нижнем поле ряда листов, например, л. 163, 198, 255 (3-го сч.) чернилами скорописью XVII в. написано по одной букве под титлом: «р», «т», «т» (возможно, какой-то вид тайнописи или специальных помет). Маргиналии типа «зри» карандашом и чернилами на полях л. 15, 23, 28-29 (3-го сч.) и др. Тканевые закладки – л. 25 (2 сч.), 8 об. (3 сч.). Характер реставрации и читательских помет позволяет говорить о том, что экземпляр долгое время бытовал в среде староверов.

Библиография: Зернова, 248; Н.Б., 265. Н.Березин указывает Кормчую первого издания как редчайшую, приводя ссылку на каталог-прейскурант книг Шибанова, в котором экземпляр Кормчей стоил 2000 р. В данном случае подразумеваются экземпляры Кормчей в первоначальном виде. Однако в настоящее время очевидно, что все сохранившиеся экземпляры первопечатной Кормчей обеих редакций являются редкими и представляют значительную историко-культурную ценность.


Настоящая книга является первым изданием Кормчей. Изданная впервые при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне, Кормчая книга - один из важнейших кодексов, с помощью которых происходило управление православной церковью. Преимущественно она включает в себя тексты апостольских правил, постановлений вселенских и поместных соборов, посланий святых отцов. Таким образом, она представляет собой главный источник церковного законодательства средневековой России. Книга формировалась на основе Номоканона, составленного в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. В XI веке Номоканон вошел в употребление в болгарской церкви, получив впоследствии распространение и на Руси. С XIII века этот сборник норм канонического права стал называться на русской почве Кормчей книгой. В 1274 году на церковном соборе по инициативе митрополита Кирилла на Руси стали использовать Кормчую, переведенную на церковно-славянский язык в Сербии в начале того же века.

В документах Архива Печатного двора первое церковно-славянское издание Кормчей называется «Правила святых отец». Указ о ее издании вышел 07 ноября 1649 г. Типографские работы начались 05 ноября 1649 г. Основой издания стали списки сербского перевода. Работы были закончены в июле 1650 г., когда два экземпляра переплетаются для поднесения царю. Но издание в свет не вышло. Несколько раз отдельные его главы и части глав подвергались правке и редактированию «за неисправностью речей». Книгу переделывали в сентябре 1651 г., в мае 1652 г. и в мае-июне 1653 г. В 1652-1653 г.г. редакция осуществлялась под личным контролем патриарха Никона. В последний раз допечатывали раздел «о патриаршем поставлении» и «грамоту великого царя Константина». В связи с многочисленными исправлениями и заменами частей текста в ходе издания, книга имеет сложную нумерацию листов. Издание было напечатано 13 июня 1653 г. 18 июля 1653 г. переплетается шесть книг «Правил святых отец» для подношения царю и патриарху. Печатание 1200 экземпляров вместе с переделками обошлось в 2271 р., что и объясняло высокую себестоимость книги: 2 р. 5 денег с полушкой (2 р. 4,75 к.). Книга продавалась в лавке Печатного двора по 3 р.

Очевидно, что в документах Печатного двора речь шла об одном издании «Кормчей», печатание которой начато 05.11.1649 г. и закончено 15.06.1653 г. Экземпляры, розданные «безденежно» в 1650 г. и в 1652 г., являются теми, которые определяются в библиографии как экземпляры, относившиеся к «Кормчей» в «первоначальном виде» и «смешанные» экземпляры - они чрезвычайно редки. Экземпляры Никоновской редакции также в наше время редки и представляют значительную историческую ценность.

Издание в Никоновской редакции было повторено в 1787 году («Екатерининская Кормчая»). Что касается Кормчей (в первоначальном виде), всего несколько экземпляров которой попало в свободное обращение, то именно она впоследствии стала наиболее авторитетным источником для старообрядцев. «Иосифовская» Кормчая была переиздана ими в 1786, 1888 и 1913 г.г. Но они также пользовались и никоновской редакцией, вырывая, правда, лист с упоминанием имени Никона или аккуратно вырезая само имя.

В Никоновскую редакцию Кормчей в качестве предисловия были включены несколько исторических сказаний, в том числе сказания о крещении Руси, установлении автокефалии Русской Церкви, учреждении патриаршества, поставлении на царство Михаила Федоровича Романова, о возведении на патриаршество его отца, в монашестве Филарета. В первой части печатной Кормчей содержатся правила Апостольские и вселенских соборов с толкованиями Алексея Аристина. Во второй части (с 42 главы) помещены различные законодательные памятники, среди них сборник из 87 титулов Иоанна Схоластика, новеллы императора Алексия Комнина о церковном обручении и венчании браков, гражданские законы из «Номоканона» Патриарха Фотия, извлечения из законов Моисея о наказаниях за преступления, болгарский «Закон судный людем», антилатинское полемическое сочинение Никиты Стифата (XI в.), полный перевод «Прохирона», канонические ответы патриарха Николая Грамматика и Никиты, митрополита Ираклийского (XI в.), извлечения из правил патриарха Константинопольского св. Никифора Исповедника, правила Василия Великого о монастырях и монахах, выдержки из «Пандект» Никона Черногорца. В конце Кормчей по указу патриарха Никона помещены три статьи, в том числе поддельная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру и «Сказание» об отделении Римской Церкви от Восточной. В послесловии к настоящему изданию (на л. 642-647) говорится о том, что «святых сих книг тысяща двести выданы суть, во святыя Божии церкви, ко умножению славы великаго в Троице славимаго Бога». Русские статьи не вошли в печатную Кормчую.