Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Коялович М.О. История русскаго самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. Спб., 1893. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Коялович М.О.
Год издания: 1893


Коялович М.О. История русскаго самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. Спб., [Синодальная типография], 1893. XLV, 593 с. 22,1 х 15,2 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. После революции книга не переиздавалась. На титуле несколько дореволюционных печатей Фундаментальной библиотеки Перновского городского училища и эстонской гимназии.

Михаил Осипович Коялович (1828-1891) - доктор богословских наук, профессор, ученый-историк, писатель. В 1855 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию. С 1856 г. преподавал в Академии на кафедре сравнительного богословия и раскола, а с 1869 г. занимал кафедру русской гражданской истории. Он специализировался на истории Унии, истории Западной Руси, общих вопросах русской истории и развитии самосознания, занимался изданием исторических документов. Ученый был убежден, что известный субъективизм во взглядах просто необходим, так как он позволяет выразить личное отношение к вещам, давать современное понимание исторических явлений, вызывать несогласных на спор. По взглядам М.О.Коялович был близок к славянофилам и считал, что их точка зрения «лучше других и в народном, и в научном смысле, и даже в смысле возможного правильного понимания и усвоения общечеловеческой цивилизации».

Для ученого главным было раскрыть внутреннее содержание русской исторической жизни, руководящие нити ее самобытных идеалов и начал, которые коренятся в народном строе, народных обычаях, воззрениях, в нравственном духе народа. Важнейшей чертой русского сознания и национальной культуры ученый считал «любовь к земледелию и настойчивое стремление к обладанию землей», в связи с этим стремлением на Руси развилась такая форма самоорганизации и самоуправления, как земельная община, управляемая «миром», сложились формы общественного самоуправления в виде веча, земских соборов и т.д.

Знаковой в творчестве историка стала работа «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям». В этой книге ученый совершенно определенно обозначил свои мировоззренческие и научные позиции. В дискуссиях с другими историками он высказал свой взгляд на судьбы России и их освещение в исторической литературе, рассматриваемой им как проявление народного самосознания в развитии.

Автор анализирует повествовательные источники русского и иностранного происхождения, пути осмысления в них событий русской истории. М.О.Коялович исследовал развитие в них концепций русской истории, описав это развитие вплоть до второй половины XIX века. Настоящее сочинение стало одним из первых фундаментальных трудов по русской историографии. В книге показано непрямолинейное, однако логичное и поступательное развитие русской общественно-исторической и религиозно-нравственной мысли. Книга ценна, с одной стороны, разнообразием и достаточной полнотой привлеченных источников и исторических сочинений, с другой - оригинальной позицией автора, его цельным мировоззрением.