Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Краткое содержание проектов на устройство внеуличных железных дорог в г. Москве инженеров Е.К.Кнорре, К.К.Руина и гг. Я.И.Утина, А.И.Вышнеградского, А.И.Гучкова, А.И.Геннерта и Г.Д.Хофа. М., 1913. Первое издание, посвященное проектам строительства метро.

Автор: Кнорре Е.К., Руин К.К., Утин Я.И. и др.
Год издания: 1913


Краткое содержание проектов на устройство внеуличных железных дорог в г. Москве инженеров Е.К.Кнорре, К.К.Руина и гг. Я.И.Утина, А.И.Вышнеградского, А.И.Гучкова, А.И.Геннерта и Г.Д.Хофа. М.: Городская типография, 1913. [2], 20 с.; 3 л. карт и схем. 33,6 х 21 см. Первое издание, посвященное проектам строительства Московского метрополитена. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость.


В книге представлены одни из первых инженерных проектов создания в Москве метрополитена, электрификации магистральных дорог Московского узла, в особенности пригородного сообщения и соединения метро и электропоездов в единую транспортную систему. Всего освещено три наиболее заслуживавших внимания проекта, разработанных с 1901 по 1913 г.г. Первые проекты строительства метро в Москве появились в 1897-1902 г.г., некоторые из представленных были развитием более ранних идей начала века.

Наиболее амбициозным и интересным является проект инженера Е.К.Кнорре (известен также его проект совместно с П.И.Балинским, представленный в 1902 г.), который предполагал создание трех радиальных подземных линий, соединяющих железнодорожные вокзалы и центр города, электрификацию пригородного железнодорожного транспорта и поездов на Московской Окружной железной дороге. Предполагалось строительство Центральной электростанции мощностью 40000 киловатт, вырабатывающей переменный ток высокого напряжения, и ряда трансформаторных подстанций общей мощностью 60000 киловатт. Автор составил ориентировочную смету проекта, сумма которого была оценена в 72 000 000 р. Проект предлагалось финансировать за счет выпуска облигаций. В качестве развития проекта, инженер указывал возможность со временем открытия кольцевой линии, совпадающей с Садовым кольцом. Минимальная стоимость проезда в метро должна была составить 6 копеек против 5 копеек на трамвае. Рассчитывалась финансовая отдача проекта и условия предоставления концессии.

Другие проекты были несколько более дорогими и цены на билеты для проезда в ряде случаев были выше в 1,5-3 раза. Авторы их предполагали меньше подземных линий и больше наземных. В проекте инженера К.К.Руина планировалось также строительство электростанции с трансформаторными подстанциями, более мощными, чем в первом проекте. К.К.Руин стремился активнее использовать Окружную дорогу для передвижения пассажиров, связав ее непосредственно с радиусами метро, в совокупности представляющими несколько колец, проходящих через весь город. Разработчики всех проектов исходили из возможностей постепенного развития метро и введения в эксплуатацию новых линий. Интересно, что в основном подземные линии метро следовали изгибам улиц на поверхности. Под землей также планировалось осуществлять товарные перевозки.

Третий проект, принадлежавший группе инженеров, предполагал значительное изменение инфраструктуры и внешнего вида центра города. Так, согласно ему, в районе между Охотным рядом и Китай-городом должны были быть построены большой подземный вокзал с двумя уровнями тоннелей, пассажирским и грузовым, а над землей - деловой центр с многоэтажной застройкой. Там планировалось открыть банки, гостиницы, магазины, рынок, склады. Центральный вокзал метро должен был постепенно соединить ветками основные железнодорожные вокзалы города.