Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Мамонтов С.И. Хроника нашего художественнаго кружка. М., 1894. Юбилейное издание, вышедшее ограниченным тиражом к 15-летию действия Художественного кружка. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Мамонтов С.И.
Год издания: 1894


[Мамонтов С.И.]. Хроника нашего Художественнаго кружка. М., [издание С.И.Мамонтова в типографии А.И.Мамонтова, 1894]. VIII, 186 с.; 28 л. илл. 43,2 х 33 см. Юбилейное издание, вышедшее ограниченным тиражом к 15-летию действия Художественного кружка. Книга впоследствии не переиздавалась. Обложка по рисунку В.Д.Поленова. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Библиография: Международная книга, 72-1135.


Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) - выдающийся российский предприниматель и меценат, председатель правления Акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, один из создателей российской железнодорожной промышленности, акционер Бакинских нефтяных приисков и других крупных производств. Он стал создателем художественного и культурного явления, получившего название Мамонтовский Художественный кружок.

С.И.Мамонтов учился в Московском университете (1860-1862), но не окончил его, после смерти отца возглавил семейное дело. В 1865 г. он женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой (1847-1908), наследнице обширного ткацкого производства и большой ценительнице искусств. Их особняк на Садовой-Спасской улице стал центром притяжения для всего, что было связано с творчеством. В семье С.И.Мамонтова было пятеро детей - Сергей (1867-1915), Андрей (1869-1891), Всеволод (1870-1951), Вера (1875-1907) и Александра (1878-1952).

С 1870 г. С.И.Мамонтов владел имением Абрамцево, которое через несколько лет стало местом зарождения русского модерна. В московском доме С.И.Мамонтова и в Абрамцеве сосредоточилась деятельность Художественного кружка, основанного в 1878 г., в ближайшие годы после поездки С.И.Мамонтова в Италию, где он познакомился с рядом молодых и талантливых русских художников. В круг друзей С.И.Мамонтова входили скульптор М.М.Антокольский, художник В.Д.Поленов и историк искусства А.В.Прахов. В последующие годы к ним присоединились И.Е.Репин, братья Васнецовы, В.А.Серов, И.С.Остроухов, Е.Д.Поленова, К.А.Коровин, М.В.Нестеров, М.А.Врубель и др. Их творческое содружество вошло в историю искусства как Мамонтовский Художественный кружок. В 1870-1890-х г.г. имение С.И.Мамонтова в Абрамцеве стало центром художественной жизни России. Многим художникам С.И.Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, организовывал совместные творческие проекты, давал заказы.

Одним из особенно страстных увлечений С.И.Мамонтова был театр. Еще в студенческие годы он участвовал в театральном кружке, руководимом А.Н.Островским. В Милане молодой железнодорожный магнат брал уроки пения у выдающихся оперных певцов, в Риме занимался рисунком. Домашний театр стал развлечением, в котором могли участвовать все члены семьи, родственники и гости дома С.И.Мамонтова.

Выдающиеся художники и деятели искусства рисовали эскизы декораций и костюмов, оформляли спектакли, ставили пьесы, вместе с обширным семейством Мамонтовых они играли в этих постановках. Участвовали в них все, от чуть подросших детей до состоявшихся мастеров живописи и бизнесменов. Свободная атмосфера игры и искусства объединяла всех, создавая ощущение сопричастности. Кроме того, в 1885 г. на сцене театра Солодовникова С.И.Мамонтов организовал частную оперную труппу. Он вкладывал в театр огромные деньги и всю свою душу.

В 1893 г. участники Мамонтовского Художественного кружка отметили 15-летие своего содружества. На праздновании этого события выступил с речью В.М.Васнецов, а в следующем году был издан юбилейный альбом «Хроника нашего Художественного кружка», обложку которого оформил В.Д.Поленов. И речь В.М.Васнецова, и альбом были посвящены театральной деятельности кружка, его значению в искусстве.

В юбилейном издании помещены пьесы, написанные преимущественно лично С.И.Мамонтовым: «Иосиф» (Рождественская мистерия, 1880 г.), «Каморра» (1881), «Веди и Мыслете» (1882), «Алая роза» (1883), «Черный тюрбан» (1886), «Волшебный башмачок» (1888), «Саул» (трагедия, 1890), «На Кавказ» (1891), «Около искусства» (1894). Кроме того, на сцене домашнего театра ставились спектакли «Снегурочка» А.Н.Островского, «Русалка» А.Пушкина, «Фауст» И.В.Гете, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Отелло» В.Шекспира. Спектакли готовились в среднем дважды в год. На Рождество и Новый год они проходили в московском доме на Садовой, а летом, в июне-августе - в имении Абрамцево. В книге приведены имена всех актеров и создателей спектаклей. Издание богато оформлено репродукциями эскизов декораций и костюмов, фотографиями сцен из спектаклей, снимками актеров. 

Основными организаторами спектаклей были сам С.И.Мамонтов, А.Прахов, В.Поленов, В.Серов, И.Репин, В.Васнецов. Они становились и режиссерами, и исполнителями некоторых ролей, и создателями декораций. От спектакля к спектаклю состав участников значительно менялся. Постоянно оставались лишь члены семьи С.И.Мамонтова - жена, дети, племянники, число которых особенно увеличивалось летом, семьи наиболее близких друзей - Поленовых, Репиных, Серовых и др. Участвовали также члены семейств Алябьевых, Третьяковых, Ахматовых, Остроуховых.

Мамонтовский Художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления модерна и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К.С.Станиславского и Русских сезонов С.П.Дягилева на рубеже XIX–XX столетий. Фактически, кружок задал свое направление в развитии русского искусства первой четверти ХХ века. Участники кружка основали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а Абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел - резьбы по дереву и производства майолики.