Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Миронов Ал.М. Изображение богини Победы в греческой пластике. Казань, 1911. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность. С автографом автора М.М.Хвостову.

Автор: Миронов А.М.
Год издания: 1911


Миронов Ал.М. Изображение богини Победы в греческой пластике. Казань, Типо-литография Императорского университета, 1911. 253 [1] с.; 29 л. иллюстраций. 22,9 х 15,2 см. Книга впоследствии не переиздавалась. Отдельный оттиск из Ученых записок Казанского университета 1911, кн. 1-4. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Очень хорошая сохранность. Нет трех иллюстраций, многочисленные маргиналии и пометы простым карандашом, принадлежащие М.М.Хвостову. На титульном листе автограф автора: «Многоуважаемому Михаилу Михайловичу профессору Хвостову от автора».


Экземпляр представляет историко-культурный интерес, поскольку был подарен автором своему будущему оппоненту и содержит пометы последнего, на которых затем он основывал свою критику исследования.

Михаил Михайлович Хвостов (1872-1920) - историк античности, профессор Казанского университета. В 1895 г. окончил Московский университет и в 1900 г. стал его приват-доцентом. Ему принадлежат работы, прежде всего, по военной и экономической истории античности, по истории эллинистического Египта. М.М.Хвостов написал рецензию на книгу А.М.Миронова «Изображение богини Победы в греческой пластике».

Алексей Максимович Миронов (1866 – 1929?) - историк искусства, профессор кафедры истории и теории искусств Казанского университета. С 1892 до середины 1894 г. он провел за границей, занимаясь изучением произведений искусства в музеях и библиотеках Европы, в Афинах и Константинополе. Совершил научные поездки по Аттике и Пелопоннесу под руководством директора Археологического германского института в Афинах. С сентября 1900 по март 1906 г. служил в Московском Публичном и Румянцевском музеях. С весны 1906 г. - преподаватель Казанского университета. В 1908 г. А.М.Миронов стал директором Музея изящных искусств в Казани и много сил приложил для пополнения его коллекции.

Весьма любопытна его судьба как ученого. Две его попытки защиты докторских диссертаций завершились провалом. Во второй раз на суд диссертационного совета была представлена как раз настоящая книга о скульптурных изображениях греческой богини победы Ники. Диссертация получила положительную рецензию приват-доцента А.К.Бекштрема. Профессор Д.П.Шестаков дал нейтральный отзыв. Но М.М.Хвостов выступил с разгромной критикой исследования.

Отчасти причина крылась в личных разногласиях двух ученых по вопросу о расходовании денег на приобретение подлинников для музея. М.М.Хвостов был против закупок дорогостоящих подлинников, пока не решены более насущные проблемы музея, в то время как А.М.Миронов справедливо считал, что значение любого музейного собрания определяется именно наличием подлинных произведений и предпринимал шаги к их покупке.

В своей работе, посвященной изображениям Ники, А.М.Миронов выдвинул целый ряд смелых гипотез о месте культа Ники в греческой культуре. Главный вывод: Ника - центральная фигура в пантеоне греческих богов, ее образы занимали важнейшее место не только в греческом искусстве, но и во всей их культуре. В таком возвеличивании Ники нашло отражение представление А.М.Миронова о смысле греческой культуры. Ника, по мнению Миронова, была богиней победы не только в военных поединках, но и победы в интеллектуальных и спортивных состязаниях.

Его выводы основывались на анализе истории персонифицированного облика Ники в греческой мифологии, и на интерпретациях этого образа на монетах, щитах, вазах, рельефах и т.д. Исследователь активно привлекает материал греческой и восточной мифологий. Изучая эволюцию образа богини, А.М.Миронов осуществил теоретическое восстановление первоначального облика нескольких ее скульптурных изображений, на которых она лишена крыльев. По мнению ученого, образ Ники возник еще в Древнем Востоке, затем был воспринят греками архаической эпохи и развит в классический период. А.М.Миронов был первопроходцем в исследовании данной темы.

М.М.Хвостов обвинил автора диссертации в «чрезмерной любви к предмету». Стараясь «выдвинуть Нику, одну Нику, на первый план истории греческого искусства, едва ли не истории греческой культуры, автор оказывает богине неодобрительную услугу, ратоборствуя за нее без достаточно отточенного оружия». Но М.М.Хвостов не достаточно владел той темой, которой было посвящено исследование А.М.Миронова.

Современный историк доктор наук Л.Сыченкова считает, что провал защиты обеих диссертаций Миронова был связан не столько с научной несостоятельностью концепций автора, сколько с неудачным подбором оппонентов, которые оказались не компетентными в предмете исследования.