Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Нива: Иллюстрированный журнал литературы и современной жизни. Пг., 1914. Годовой комплект. №№ 1–52. В издательском иллюстрированном цельноколенкоровом переплете. Хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1914


Нива: Иллюстрированный журнал литературы и современной жизни. Пг., издание Т-ва А.Ф.Маркс, 1914. VI, 1018, [226] с., с илл. Годовой комплект. №№ 1–52. 30,6 х 22 см. Годовая подшивка в издательском иллюстрированном переплете. Хорошая сохранность. Утрата с. 661-664, 799-800, с. 1-4 после с. 998; с. 463-466 надорваны по краям, вклеены перед с. 461.


Богато иллюстрированный еженедельный журнал. Основной задачей его было художественными средствами – словом и образом – отражать действительность в наиболее характерных ее проявлениях. Важнейшие события недели, но не иерархично выстроенные от политики и экономики к культуре, а выбранные достаточно субъективно, и точно характеризующие текущий момент. Здесь публиковались впервые лучшие стихи, рассказы, повести и даже романы популярных писателей Серебряного века. Авторами журнала были поэты Г.Иванов, Н.Тэффи, И.Бунин, С.Городецкий и многие другие.

1914 г. стал годом начала Первой мировой войны, небывалой по количеству жертв, технической изощренности уничтожения человеческого материала, по развитию новых коллективных психозов и массовых психологических синдромов. Темп меняющихся событий должен был ошеломлять читателей. Не случайно начало 1910-х г.г. стало моментом рождения футуризма. Вихрь времени отражается и в футуристическом автопортрете Ф.Т.Маринетти, помещенном в одном из номеров.

Статьи в довоенных номерах, среди прочего, посвящены развитию авиации, автомобилизма и автопромышленности; географическим открытиям и экспедициям в малоизученные уголки страны и мира; значимым событиям культуры, например, театральной постановке драмы «Царь Иудейский» Великого князя Константина Романова, в которой сам автор сыграл роль Иосифа Аримафейского; 70-летнему юбилею И.Е.Репина и многому другому.

В № 9 российский автогонщик и журналист А.П.Нагель рассказывает о том, как он совершил пробег в 20 000 км по Северной Африке на российском автомобиле Руссо-Балт. А.П.Нагель с 1902 г. издавал собственный журнал «Автомобиль», был организатором первого автосалона в России, входил в число победителей ряда международных автопробегов. Во французском автомобилестроении в 1914 г. появилась прорывная идея отливать корпуса автомобилей из бетона. Кузов, сделанный из специальной бетонной мастики, был легче и прочнее аналогичного стального, кроме того, он мог быть скульптурно обработан.

Жена выдающегося инженера и изобретателя парашюта Кайе де-Кастелла совершила прыжок с аэроплана с высоты 800 метров и при помощи изобретения своего мужа осталась невредима. Она установила мировой рекорд высоты и стала первой женщиной-парашютистом. Для совершения прыжка госпожа Кайе де-Кастелла закрепила свое тело под корпусом аэроплана за шасси и так поднялась на нужную высоту.

Статьи о войнах, которые вели крупнейшие державы по всему миру, как бы подводят к началу Первой мировой. В номерах «Нивы» публикуются царские манифесты о вступлении России в войну, ее целях в этой кампании, о мобилизации и т.д.

Вскоре после объявления войны Германией России 8 августа произошло полное солнечное затмение. Издревле подобные явления воспринимались как недобрый знак.

Номера, начиная с июльских (№ 30 и остальные), уже практически полностью посвящены военной тематике, мобилизации, началу и развитию военных действий, вооружению сторон. В ряде номеров времени мобилизации опубликованы портреты и биографии российских военных деятелей и военачальников, назначенных руководить войной. Демонстрируются новейшие военно-технические достижения, способные укрепить русскую армию. Совершенству и мощи германского оружия противопоставлялись идеи славянского братства, верности союзническому долгу, моральной правоты и воли к победе российских войск.

Машина военной пропаганды набирает силу от номера к номеру. В эту информационную войну включились журналисты, поэты и прозаики, художники. Пропаганда очень быстро приобретает тотальный характер. Реклама, помещавшаяся до начала войны в конце каждого номера журнала, была заменена разделом военной хроники. Иногда публиковались даже карты районов боевых действий с письменным запретом их копирования.