Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Палаты бояр Романовых на Варварке. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1884. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1884


Палаты бояр Романовых на Варварке. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1884. В раме. Размер снимка: 20,5 х 26 см. Размер в раме: 45 х 51 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


Зарядьем в старой Москве называлась часть центра города, расположенная «за рядами» торговых лавок. Комплекс палат в Зарядье представляет собой несколько разнообразных по назначению и стилю построек XVI—XVIII вв. Палаты находятся на территории «двора» - старинной городской усадьбы, принадлежавшей в XVI в. боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, деду царя Михаила Романова и брату царицы Анастасии, жены Ивана Грозного.

Усадьба занимала видное место в топографии Москвы XVI в. и особо отмечена на плане города 1613 г. Основным жилым помещением боярской семьи были обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы. В 1631 г. палаты вместе со всей усадьбой были пожалованы царем Михаилом Романовым Знаменскому монастырю. При пожаре 1668 г. они сильно пострадали и в 1674 г. были разобраны по «погребной свод». На этой основе XVI в. мастер Мелетий Алексеев соорудил в камне новые палаты – их нынешние первый и второй этажи, в которых размещается филиал Государственного исторического музея. Перестроенное здание использовалось под кельи монахов, затем (в 1752—1856 гг.) сдавалось в аренду. При Александре II здесь были проведены большие реставрационные работы, воссоздавшие государев двор в былом великолепии. С 1857 года здание стало использоваться как исторический памятник. В 1859 г. здесь был открыт музей «Дом бояр Романовых». Он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. После 1917 года музей был частично перестроен и стал называться «Музеем боярского быта».

Здание состоит из трех разновременных частей: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX в. Несмотря на это, оно по внешнему виду и по внутреннему устройству достаточно хорошо представляет русское жилье XVII в. Палаты сохранили тип русской избы, которую формируют «клеть» (жилое помещение) и «подклет» (подсобное помещение). Двор Романовых в Зарядье неоднократно переживал времена расцвета и упадка: в период Опричнины он подвергся разграблению и опустел, когда Романовы попали в опалу. Возрождение этого комплекса было связано с воцарением династии по окончании Смуты.

Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.