Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Педагогическая энциклопедия. 3 тома. М., 1927-1929. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Автор: Калашников А.Г., Эпштейн М.С.
Год издания: 1927


Педагогическая энциклопедия. Под редакцией А.Г.Калашникова при участии М.С.Эпштейна. 3 тома. М.: Работник просвещения, 1927-1929. 24,6 х 16,5 см. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Том 1. VIII с., 1158 стлб.; с иллюстрациями в тексте и 3 иллюстрациями на отдельных листах.
Том 2. [2] с., 636 стлб., [2] с.; с иллюстрациями в тексте и 25 иллюстрациями на отдельных листах.
Том 3. [4] с., 894 стлб.


Алексей Георгиевич Калашников (1893-1962) - педагог, действительный член Академии педагогических наук РСФСР, доктор физико-математических наук, профессор, директор НИИ научной педагогики. В 1946-1948 г.г. был министром народного образования. В 1919-1925 г.г. он разрабатывал пути создания индустриально-трудовой школы и формы подготовки для нее педагогических кадров. В качестве ведущих методов обучения выделял исследовательский и бригадно-лабораторный. В учебный план вводилась групповая работа по самообслуживанию, постепенно усложняющийся производительный труд, занятия в кабинетах и экскурсии. Во 2-й половине 1920-х г.г. ученый разрабатывал методологические основы педагогического процесса в советской школе. В 1929-1931 гг. его подходы к воспитанию подверглись критике как «правый уклон в педагогике».

Настоящая энциклопедия стала первым в Советском Союзе изданием, обобщившим опыт новой школы и педагогики, основанной на труде и овладении учащимися теорией и практикой производства. В ней были представлены методики воспитания детей и ухода за ними начиная практически с грудного и заканчивая старшим школьным возрастом, целью воспитания было создание нового типа личности, активно занимающейся саморазвитием и переустройством мира вокруг себя, будущего строителя коммунизма. Энциклопедия обобщила большой материал по истории и теории обучения и воспитания.

В энциклопедии излагалается теория бессознательного в поведении человека, психоаналитический подход к изучению бессознательного, разработанный З.Фрейдом. Ей давалось материалистическое толкование с точки зрения учения о рефлексах И.П.Павлова. Рассматриваются особенности мышления и психики, методики психотехники. Представлена история педагогики и педагогические учения, развивавшиеся в то время в крупнейших европейских государствах, в том числе бойскаутизм и система Монтессори. Таким образом, в энциклопедии представлены достижения мировой педагогики вне зависимости от классового подхода.

Наиболее детально излагается система трудовой школы, разработанная и внедрявшаяся в Советском Союзе, ее методики воспитания и обучения на всех возрастных ступенях. Представлены пути охраны социальных прав детей и борьбы с беспризорностью, методы воспитания детей с врожденными нарушениями, а также взгляды на обучение одаренных детей (с высоким IQ). Предлагалось создание спецшкол для одаренных детей с особым подходом к личности учащегося, что в принципе противоречило идее всеобщего равенства.

Авторами статей и разделов стали видные советские ученые, педагоги и общественные деятели, в том числе нарком образования А.В.Луначарский, М.Н.Куфаев и другие.