Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пятнадцатилетие часовни во имя Св.Александра Невскаго на Моисеевской площади. М., 1898. Издание Императорского человеколюбивого общества. В цельнотканевом муаровом переплете эпохи. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1898


Пятнадцатилетие часовни во имя Св.Александра Невскаго на Моисеевской площади. М., товарищество "Печатня С.П.Яковлева", 1898. [4], 49 c., с илл. 24,3 х 16 см. Издание Императорского человеколюбивого общества, состоявшего под Августейшим государыни императрица Марии Федоровны покровительством Общества поощрения трудолюбия в Москве. В цельнотканевом муаровом переплете эпохи. Очень хорошая сохранность.


Александро-Невская часовня в Охотном ряду была воздвигнута по ходатайству «Общества поощрения трудолюбия в Москве». Почетный член этого общества московский генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков обратился с просьбой к императору Александру II о сооружении памятника на месте исчезнувшего в XVIII веке Моисеевского монастыря (в его честь северо-западная часть Манежной площади до революции носила название Моисеевской) и богаделен, которые существовали здесь при царе Михаиле Федоровиче, родоначальнике рода Романовых. Да и само название часовни отсылало к имени Александра Невского - святого Русской православной церкви, божественного покровителя двух императоров (Александра II и Александра III). Часовня служила «восстановлению благих предначертаний царевых предков», отмечала место исчезнувшего монастыря и стала памятником «в честь воинов, на брани убиенных» во время Русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. Не случайно Александро-Невская часовня была освящена в пятилетнюю годовщину взятия Плевны. Все пожертвования, которые поступали в часовню, расходовались на содержание Александровского убежища для инвалидов Русско-турецкой воны.

В настоящем издании была обобщена память о подготовке, строительстве, освящении и дальнейшей судьбе Александро-Невской часовни и самого места, на котором она была воздвигнута. Книга представляет собой сборник, осветивший историю Моисеевской площади в Охотном ряду, Моисеевского монастыря и его угодий, богаделен при нем, мало кому известную историю его упразднения, подкрепленную свидетельствами из писем авторов этого решения. Общество поощрения трудолюбия, крайне трепетно подошедшее к постройке памятника, при выпуске сборника стремилось сохранить в издании все имена участников и жертвователей и тот патриотический дух, который руководил ими. Важно и то, что Александро-Невская часовня, кроме собственного богатого убранства, находилась и на пути к другой почитаемой святыне – иконе Иверской Божьей Матери, куда ежедневно стремились массы богомольцев.

Широкое освещение в книге получило и сооружение часовни. Проект принадлежал также одному из членов Общества поощрения трудолюбия - архитектору Дмитрию Николаевичу Чичагову, признанному мастеру русского стиля, автору проекта здания Московской государственной думы на Воскресенской площади (в настоящее время – Музей Отечественной войны 1812 г. на площади Революции). В издании помещено несколько фотографий часовни – внешнее и внутренне убранство, иконостас, и даже вид Моисеевского монастыря, по счастью найденный Д.А.Ровинским, известным собирателем лубочных картинок, в собрании Императорской публичной библиотеки. Часовня была построена в русско-византийском стиле и как по внешнему, так и по внутреннему являлась памятником минувшей войны и местом молитвы.

Издание не обошло вниманием и прихожан церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду (на ее месте в 30-х г.г. XX века было возведено здание Госплана), к которой была прикреплена Александро-Невская часовня – православных торговцев Охотного ряда. Авторы отметили, что охотнорядцы – «истинные православные русаки, преданные в своей вере и царю, и при том хорошо начитанные книг Священного писания, к чему побуждают их, главным образом, нередко происходящие за чайком споры и собеседования со старообрядцами, также торгующими в Охотном ряду». Особая история касается святынь Александро-Невской часовни, отсылающих к 17 октября 1888 г., когда произошло крушение императорского поезда. Поезд сошел с рельс, но при большом количестве жертв Александр III и члены его семьи не пострадали. Это было воспринято как знамение свыше, уберегшее помазанника Божия на русском престоле, а в Александро-Невской часовне в честь 17 октября были помещены особые иконы.

Михаил Булгаков вспоминал в рассказе «Сорок сороков» (1923), что «Часовню, что была на маленькой площади, там, где Тверская скрещивается с Охотным и Моховой, уже снесли». Александро-Невская часовня из «сорока сороков» православных памятников была одной из первых, снесенных большевиками. Это произошло в 1922 г. недюжинными усилиями заведующего Ликвидационным (церковным) отделом П.А.Красикова, после которого блеск золотых маковок Москвы - церковных куполов - сильно поредел. Но в Москве сохранилась сестра Александро-Невской часовни – часовня в память погибших при взятии Плевны героев, предназначавшаяся изначально в дар Болгарии, но оставшаяся на родине в связи Болгарским кризисом. В конце XIX века она часто именовалась «Гренадерской», а в наши дни находится в московском Ильинском сквере. «Гренадерская» часовня и внешне походила на Александро-Невскую: они обе имели вид шатра, украшенного крестом, и украшены на гранях барельефами в память о войне.