Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Симони П. Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетнаго художества на Руси. [Спб.], 1903. Малотиражное издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Симони П.
Год издания: 1903


Симони П. Опыт сборника сведений по истории и технике книгопереплетнаго художества на Руси, преимущественно в до-Петровское время, с X-го по XVIII-ое столетие включительно: Тексты. - Материалы. - Снимки. [Спб.], 1903. XIV, [2], 310, [4] с.; 4 л. шмуцтитулы; 73 л. илл. 26,2 х 16,5 см. Малотиражное издание. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкость.


Переплет книги издревле воспринимался как ее убранство, «одежда», по которой можно было понять приблизительно, какого времени книга, какова ее тематика, иногда - кому она принадлежала. Особенно выделялись роскошные переплеты, находившиеся в библиотеках царя, патриарха, крупных государственных деятелей, в собраниях монастырей. Владельцы больших библиотек, а такими часто являлись крупные монастыри, имели собственные переплетные мастерские, в которых переплетчики теснили на передней крышке суперэкслибрис - знак, указывающий на принадлежность книги определенному монастырю. Существовали суперэкслибрисы Московского печатного двора - главной русской типографии XVII в. Со временем подобные знаки стали появляться и у владельцев больших личных библиотек.

Книжная культура и технологии переплетения книг до-Петровской России значительно отличались от традиций, установившихся в Петрово время с распространением светской книги. В этот период переплеты начали изготавливаться из картона, обтянутого кожей, в то время как в допетровскую эпоху преобладали переплеты, выполненные из дерева. Доски обтягивались кожей и покрывались сплошным тиснением изысканных орнаментов. До Петра на протяжении многих веков традиции и технологии переплетения значительно изменялись. Главной задачей переплета было сохранить книгу как можно дольше, защитить ее от пожара и отчасти от сырости. В среднем переплет мог служить век и более. Кожи, которыми обтягивали доски переплетов, значительно отличались по структуре и прочности. Теперь специалист по внешнему виду книжного убранства может понять, в какое время выполнен переплет.

В настоящей уникальной для своего времени книге П.К.Симони впервые детально рассмотрены технологии изготовления обиходных русских переплетов в эпоху Средневековья. В то время как раз возрождался научный и коллекционный интерес к до-Никоновской кириллической книге, концентрировавшейся до того преимущественно у старообрядцев и в глухих провинциальных приходах Русского Севера, Урала, Сибири, Дона и т.д. Труд П.К.Симони стал первой отечественной публикацией описаний давно забытых технологий переплета. Автор дополняет их указаниями способов датировки переплетов.

В книге собраны тексты письменных памятников, в которых рассказывается о практике переплетчиков Московской Руси. Среди них: Подлинник о книжном переплете, составленный в XVI-XVIII в.в.; Устав книжного переплета XVII-XIX в.в.; Указ, како книги переплетати; Роспись книжной переплетной снасти Кирилло-Белозерского монастыря 1635 г.; выписки из описей монастырских книгохранительниц XV-XVIII в.в.; Выписки из документов Архива Московского печатного двора за 1620-1658 г.г. и другие источники. Автор точно передает орфографию и отчасти графику памятников, дает ценные исторические и источниковедческие комментарии к текстам. Приведены правила ремонта и реставрации старинных переплетов в том виде, в котором они бытовали у старых мастеров. Также впервые представлена основа методики научного описания переплета, передающая все особенности старых технологий и материалов. Автор сравнивает переплетные технологии Византии, южных и восточных славян, обобщает датирующие признаки переплетов, сведения об инструментах и орудиях работы переплетчиков.

Ценность содержания книги увеличивает альбом со снимками, сделанными со средневековых переплетов разных эпох из крупнейших российских собраний. По этим снимкам видно разнообразие и развитие тиснения, смена мотивов и сюжетов орнаментов. Видны технологии сшивания тетрадей в блок, обрезки блока, крепления шнуров и бинтов на внутренних крышках переплетов. Автор приводит старинную терминологию переплетчиков.

Павел Константинович Симони (1859-1939) - выдающийся историк книги, источниковед, палеограф, славист, член-корреспондент АН СССР (с 1921 г.). П.К.Симони состоял членом свыше 20 научных обществ: Московского археологического общества (с 1896), Общества любителей древней письменности и искусства (с 1897), Русского географического общества (с 1898), и многих других.

В 1886 г. будущий ученый окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После окончания университета П.К.Симони давал частные уроки и, работая в Публичной библиотеке, изучал письмо и графические приемы древнеславянских писцов. С 1888 г. он стал принимать участие в работе над первым в России словарем современного русского литературного языка, который готовила к изданию Академия наук. В 1892 г. П.К.Симони перешел в Академию наук на службу на должность научного секретаря Отделения русского языка и словесности и оставался на этом посту до 1926 г. В Академии наук П.К.Симони проявил себя не только как прекрасный организатор, но и как крупный исследователь, знаток палеографии, книговедения, библиографии, фольклора, истории литературы и языка, истории древнего искусства. Свои исключительно точные издания древних рукописей и документов он снабжал палеографическими описаниями, историко-литературными комментариями и часто фотоснимками.