Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Тристан и Изольда. 12 картин музыкальной композиции Рихарда Вагнера Франца Стассена. М., [нач. XX в.]. В издательской папке, иллюстрированной по рисунку Ф.Стассена. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Стассен Ф.
Год издания: 1901


Тристан и Изольда. 12 картин музыкальной композиции Рихарда Вагнера Франца Стассена. М.: И.Кнебель, [нач. XX в.]. [2], 12 л. гравюр. Размеры гравюр в паспарту 54,7 х 46,7 см. Размеры оттисков: 35,4 x 29,1 см. В издательской папке, иллюстрированной по рисунку Ф.Стассена. Роскошное подарочное издание. Очень большой формат. Отличная сохранность. Редкость.


Легенда о Тристане и Изольде имеет кельтское происхождение. Ее истоки, вероятно, находились в Ирландии, однако она была широко известна во всех странах средневековой Европы, бытуя во множестве литературных обработок, самая ранняя из которых относится к XII веку. Основная идея легенды заключается в победе любви над смертью. История рассказывает о любви рыцаря Тристана и жены корнуэльского короля прекрасной Изольды. Великий немецкий композитор, реформатор оперной музыки, создавший направление «музыкальной драмы», оказавший глубокое влияние на европейский модернизм и декадентство, Рихард Вагнер (1813-1883), истолковал эту легенду в другом направлении, создав поэму о мучительной, всепоглощающей страсти, которая сильнее рассудка, которая разрывает связи с окружающим миром и даже с жизнью. Оперу «Тристан и Изольда» Вагнер считал своим лучшим сочинением. Ее создание было связано с романтическим эпизодом в биографии самого композитора. В августе 1857 года он написал либретто в едином порыве, всего за три недели, опера была завершена в 1859 году. В свое время она воспринималась как «музыкальный манифест» декадентства.

Работы Франца Стассена (1869-1949) пользовались большой популярностью в нацистской Германии. В его творчестве были усмотрены идеалы арийского искусства. Стассен известен как выдающийся иллюстратор опер Рихарда Вагнера. С 1886 по 1892 гг. он учился в Высшей школе искусств в Берлине. С 1890-х гг. начал пробовать себя в искусстве книжной иллюстрации, обратился к творчеству Рихарда Вагнера. Помимо «Тристана и Изольды», он проиллюстрировал и другие шедевры композитора, например, «Кольцо Нибелунгов». В 1930-х гг., с приходом к власти нацистов, вступил в партию НСДАП, хотя и не принимал никакого участия в политике, продолжая полностью отдавать себя искусству.

Гравюры Франца Стассена к «Тристану и Изольде» сочетают в себе силу и страсть, мощный эротический заряд и суровую нордическую эмоциональность, передающие через зрительные образы сущность музыкальной драмы как жанра. В них художник использует художественные приемы, которые усиливали информационное и эмоциональное восприятие изображаемого. Эти приемы получили развитие в искусстве авангарда и современном киноискусстве. Важным элементом изобразительности стали и ноты музыки Вагнера, сопровождающие гравюры, для каждого сюжета и образа они создают определенный музыкальный фон. Художник превращает орнамент в самостоятельную часть своих графических работ, создающую определенное эмоциональное напряжение и задающую ритм восприятия образов. Именно орнамент на иррациональном уровне погружает зрителя в мрачную реальность средневековой сказки.

Настоящее издание является русским переизданием аналогичного альбома, вышедшего в Берлине в 1899 году. Иллюстрации выполнены в технике гравюры на дереве, ряд гравюр представлены в цвете, что вызывает параллели с японской гравюрой. В немецком оригинале оттиски были сделаны на японской бумаге. Русское воспроизведение не уступает по качеству и роскоши своему немецкому прототипу. Гарантией этого может служить имя Иосифа Кнебеля, который относился к книге как к произведению художественно-полиграфического искусства, использовал новейшие технологии для репродукции лучших творений живописи и графики. Этому аспекту книжного дела он уделял особое внимание. Издатель целенаправленно шел на дополнительные расходы, заказывая художественное оформление своих изданий в лучших зарубежных полиграфических мастерских, приобретая высококачественные сорта бумаги. Поэтому многие издания Кнебеля стали бесценным вкладом в развитие книжного искусства России.