Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Троицкие ворота и Кутафья башня. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1884. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1884


Троицкие ворота и Кутафья башня. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1884. В раме. Размер снимка: 25,5 х 21 см. Размер в раме: 51 х 45 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


Кутафья башня – единственная сохранившаяся из так называемых предмостных башен. Возведена в 1516 году вместе с Троицким мостом через реку Неглинную, ведущим в Троицкую башню Кремля. Башня состояла из двух боевых ярусов и навесной бойницы на крыше. Окруженная со всех сторон водной преградой, Кутафья башня служила надежной защитой для второго по важности въезда в Кремль – Троицких ворот. Единственный въезд в Кутафью башню со стороны города закрывался подъёмным мостом.

Существуют различные версии происхождения названия башни. По одной – «кутафья» происходит от слова «кут» – укрытие, угол. По другой, «кутафья» означает неуклюже, безобразно одетая женщина. Поскольку башня возводилась исключительно как оборонительное сооружение, то неудивительно, что при её строительстве внешнему виду не уделялось внимания. Лишь в 1685 году её увенчали декоративной короной с белокаменными деталями. Кутафья башня неоднократно перестраивалась. В 1976-1977 гг. башне возвращен первоначальный облик – разобрана кордегардия, восстановлены арочные проемы.

Через ворота Троицкой башни, самой высокой в Кремле, въезжали ко двору патриарха и царя, выходило с торжественными шествиями духовенство. Через Троицкие ворота наполеоновские войска вошли в Кремль.

Троицкая башня – одна из проездных башен Кремля, в центре северо-западной стены, выходящей в Александровский сад. Построена в 1495—1499 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязином Миланцем (называлась Ризоположенской, Знаменской, Каретной). Современное название она получила в 1658 г. от Троицкого подворья в Кремле. Ворота прикрывала отводная стрельница, верхняя площадка которой, как и башни, имела бойницы навесного боя. В двухэтажных подвалах Троицкой башни в XVI—XVII вв. находилась тюрьма. В конце XVII в. башня была увенчана шатром, подобным шатру Спасской башни. С 1585 по 1812 гг. на Троицкой башне находились часы.

Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. и Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.