Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Учреждение Государственнаго Совета и Государственной Канцелярии. Спб., 1856. Малотиражное издание, в продажу не поступало. В издательском картонажном переплете и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1856


Учреждение Государственнаго Совета и Государственной Канцелярии. Спб., [в типографии II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии], 1856. [4], II, 56, [20] с. 25,7 х 16,6 см. Малотиражное издание, в продажу не поступало, экземпляры распространялись среди членов Государственного Совета. В издательском картонажном переплете и в современном цельнотканевом художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Международная книга, 35-258б, 46-1924, 60-377б.


В настоящем издании опубликованы базовые учредительные документы, регламентировавшие работу Государственного Совета и Государственной Канцелярии - главного государственного органа в Российской империи. Изначально эта работа регулировалась Манифестом от 1 января 1810 г. «Образование Государственного Совета» и рядом указов, принятых позднее. В апреле 1842 г. был принят новый документ - «Учреждение Государственного Совета», разработанный Комитетом под председательством ближайшего доверенного лица императора Николая I князя И.В.Васильчикова, возглавлявшего Государственный Совет с 1838 по 1847 г.г. Этот документ определял новые границы полномочий Совета и заменил собой Манифест 1810 г.

«Учреждение Государственного Совета» было напечатано впервые отдельно в настоящем издании. Новое положение несколько ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило ее за счет административных дел и вопросов судопроизводства. В 1856 г. последовала формальная смена председателей Государственного Совета, возможно, этим был обусловлен и выход настоящей книги.

Членов Государственного Совета назначал и увольнял император, но войти в состав Госсовета мог любой, вне зависимости от сословия, чина, возраста и образования. Однако, разумеется, абсолютное большинство в учреждении составляли дворяне - высокопоставленные чиновники и военные. Назначение в Госсовет было высшей точкой государственной карьеры и в большинстве случаев являлось пожизненным. В число членов по должности автоматически входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного Совета ежегодно назначались императором. В 1812-1865 г.г. председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров. Количественный состав органа власти непрерывно рос: в 1810 г. в него входили 35 человек, в 1890 г. - 60, а в начале XX века - 90. Всего с 1802 по 1906 г.г. членами Госсовета побывали 548 человек.

Полномочия Государственного Совета предусматривали: рассмотрение новых законов или законодательных предположений, внесенных министрами, до их утверждения императором, равно как и изменений в уже принятых законах; вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов; вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах; ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов, смет и штатов государственных учреждений; отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.); чрезвычайных финансовых мер; жалоб на определения департаментов Сената и пр.

Государственный Совет состоял из общего собрания, Государственной Канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Все дела поступали в Госсовет только через Государственную Канцелярию на имя возглавлявшего ее государственного секретаря. Помимо делопроизводства, Государственная Канцелярия занималась редактированием текстов законопроектов, выносимых на обсуждение, проводила работу по составлению законов. Решение в департаментах и на общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, а мог отвергнуть и то, и другое. Государственный Совет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимали силу закона.