Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: Санктпетербургскаго, Московскаго, Казанскаго и Харьковскаго. Спб., 1829. В цельнокожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1829


Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: Санктпетербургскаго, Московскаго, Казанскаго и Харьковскаго. Спб., в типографии Департамента народнаго просвещения, 1829. 175 с. 19,3 x 11,8 см. Первое издание. В цельнокожаном переплете эпохи. Тройной золотой обрез. Хорошая сохранность. Редкость.


В 1826 г. с целью введения единообразия в работе учебных заведений был создан особый комитет по их устройству. В его состав входили адмирал А.С.Шишков, граф С.С.Уваров, князь К.А.Ливен, князь П.А.ширинский-Шихматов. Министр просвещения А.С.Шишков считал важным принять меры к тому, чтобы все вредное из наук «остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, на верности и долге к государю и отечеству». В 1827 г. Николай I указал Комитету, что предметы обучения в школах должны соответствовать «общим понятиями о вере, законах и нравственности». Главной задачей школы должна являться подготовка человека к выполнению его сословных обязанностей. 8 декабря 1828 г. именным указом, данным Сенату, император утвердил крайне консервативный Устав гимназий и училищ, действовавший до начала 1860-х г.г.

Согласно новому Уставу, преемственная связь между учебными заведениями была упразднена, доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу был затруднен. Приходские училища, рассчитанные на «самые нижние состояния», не могли готовить своих учеников к уездным училищам. В уездных училищах, предназначенных для детей купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, изучались Закон Божий, священная и церковная история, русский язык, арифметика, геометрия до стереометрии и без доказательств, география, сокращенная всеобщая и русская история, чистописание, черчение и рисование. Преподавание физики и естествознания было отменено. Гимназии, предназначенные для дворян, сохранили связь с университетами. В гимназиях изучались словесность и логика, языки латинский, немецкий и французский, математика, география и статистика, история, физика. Классицизм, которым было проникнуто все обучение, стал «противоядием» от идей Французской революции.

Устав 1828 г. обращал особое внимание на установление надзора за деятельностью учебных заведений и на введение строжайшей дисциплины. Учебный курс был значительно сокращен, а количество учебного времени увеличено. Реализация требований Устава 1828 г. возлагалась на Министерство народного просвещения и учебные округа.

Устав учредил педагогические советы, при гимназиях устраивались благородные пансионы. По «Уставу гимназий» инспектор гимназии подчинялся директору гимназии и в его отсутствие вступал во все его права и обязанности. Он должен был ежедневно посещать все классы и наблюдать за исполнением учителями своих обязанностей, контролировать порядок в классах. Инспектор гимназии назначал наказание провинившимся ученикам (выговор, пристыжение или лишение высшего места в классе). Одна из основных идей реформы 1828 г. состояла в том, что школа была обязана не только обучать, но и воспитывать. Вступление в силу нового документа оказалось возможным только с 1832 г., когда в Комитет учебных заведений были представлены и утверждены новые учебные планы гимназий и уездных училищ.

В настоящем Уставе опубликованы некоторые образцы документации, использовавшейся в учебных заведениях того времени: ведомость об общем состоянии училища, ведомость об учениках, обучающихся в каком-либо училище, свидетельство об окончании уездного училища, ведомости об успеваемости, численности учащихся, таблицы поурочных планирований для разных типов школ, приходно-расходные ведомости. В Уставе подробно изложены права и обязанности преподавателей, условия их социального обеспечения, внутренний школьный распорядок. Регламентируются условия обучения за казенный счет, наказания и поощрения учащихся, правила перевода учеников в следующий класс.