Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид Одесского порта. Рисовал Гарнерей, гравировал Имели. Париж, [1830-е г.г.]. Акватинта в раме и бархатном паспарту, ручная раскраска акварелью, близкая ко времени издания. Гравюра имеет художественную и историческую ценность. Редкость.

Автор: Гарнерей Л.-А., Имели С.
Год издания: 1833


Vue du port d’Odessa. Garneray del., Himely sculp. A Paris, chez Hocquart succ-r de Basset, rue S-t Jacques № 64. Depose. – Вид одесского порта. Рисовал Гарнерей, гравировал Имели. Париж, [1830-е гг.]. Акватинта в раме и бархатном паспарту, ручная раскраска акварелью, близкая ко времени издания. Размеры листа: 40,9 х 51 см. Размеры в раме: 69,5 х 79,7 см. Гравюра имеет художественную и историческую ценность, представляет интерес для музеев. Редкость. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.


Акватинта создана гравером Сигизмундом Имели (Sigismond Himely, 1801-1872) по рисунку выдающегося художника-мариниста Луи Амбруаза Гарнерея (Louis-Ambroise Garneray; 1783-1857), известного своими акварелями с видами портов всего мира. На гравюре изображен Воронцовский маяк, первый маяк одесского порта. Он был заложен при генерал-майоре Кобле в 1815 году на мысе Большого Фонтана, а достроен в 1827 г. уже при генерал-губернаторе светлейшем князе М.С.Воронцове.

Характер и особенности бумаги, состояние оттиска подтверждают его датировку. Гравюра интересна с художественной точки зрения и редка для российского антикварного рынка.

Луи Амбруаз Гарнерей (1783-1857) – французский пират, выдающийся художник, представитель романтизма, писатель. Попав в 13 лет впервые на военный корабль, он служил затем под началом капитанов Робера Сюркуфа и Жана-Мари Дютертра, бороздивших водные просторы Южного полушария с целью богатой поживы и открытия новых колоний. В 1806 г. во время абордажного боя Л.Гарнерей был захвачен в плен англичанами и на восемь лет угодил в британские застенки. В это время он умудрялся зарабатывать и улучшить собственное тюремное существование, продавая свои рисунки торговцу. К моменту выхода из казематов в 1814 г. Л.Гарнерей был уже опытным морским волком, прекрасно владевшим всеми приемами навигации, но найти работу капитана торгового судна он не смог. Тогда он вернулся в Париж и посвятил себя живописи. В 1815 г. его работа впервые была показана в парижском Салоне, где имела большой успех, и с тех пор он выставлялся здесь каждый год. Скоро Л.А.Гарнерей стал личным живописцем герцога Ангулемского, занявшего через некоторое время пост адмирала Франции. В 1817 г. художник стал первым официальным живописцем военно-морского флота. В 1830-е гг. Л.А.Гарнерей развивал новый жанр – акватинту и добился больших высот в гравировальном искусстве. Наибольшую известность ему принесли виды портов мира, которые он рисовал в первой половине 1830-х гг., а выходили они в качестве гравюр до середины 1840-х гг. В 1852 г. Л.А.Гарнерей за художественные достижения награжден орденом Почетного Легиона. Отцом Луи-Амбруаза был королевский художник Франции Жан-Франсу Гарнерей, ученик Жака-Луи Давида.

Сигизмунд Имели (1801-1872) французский художник-пейзажист, акварелист и гравер. Он учился в студии В.Бертана в Париже, а позднее – в студии Франсе. Его пейзажные акварели выставлялись в парижском Салоне с 1824 по 1869 гг. Несколько его работ представлены в музее Версаля. С.Имели создавал гравюры по работам Тернера, Беланже, Гарнерея, Перо и ряда других знаменитых художников.

Одесский порт был вторым в Российской империи после Петербургского по обороту грузов. С 1801 года Одесса постепенно становится центром торговли Северного Причерноморья. Постоянными гостями порта вскоре стали торговые суда со всего Средиземноморья — французские, итальянские, греческие, турецкие, австрийские. С 1819 года в Одессе действует режим порто-франко, что очень стимулировало морскую торговлю, развитие порта и всего города. Особый размах портовое строительство приняло при губернаторе графе Михаиле Воронцове. В 1844 году Одесса отметила полувековой юбилей. В этом году ее торговые обороты били все рекорды, так, было вывезено зерна больше, чем из всех портов Савероамериканских Соединенных Штатов вместе взятых.