Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид на колокольню «Иван Великий». Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1882. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1882


Вид на колокольню «Иван Великий». Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1882. В раме. Размер снимка: 20,9 х 26,2 см. Размер в раме: 45 х 51 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


Колокольня «Иван Великий» была построена в 1505-1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязином из кирпича и белого камня вместо разобранной церкви Иоанна Лествичника (существовавшей с XIV в.). Первоначально это был трехъярусный столп («восьмерик на восьмерике») высотой около 60 метров с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе. Два нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона, невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой. В 1600 г. по велению царя Бориса Годунова колокольня была надстроена и завершена позолоченным куполом, что было увековечено надписью золотыми буквами у основания главы. Первоначально стены Ивана Великого были окрашены «под кирпич», белокаменные детали на этом фоне приобретали особую выразительность.

Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Ансамбль создавался на протяжении трех с лишним веков и состоит из столпа колокольни, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Успенская звонница, примыкающая к северной грани колокольни, была возведена в 1814-1815 гг. архитекторами Д.И.Жилярди, Л.Руска и И.В.Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. постройки ХVI в. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции. Высокое крыльцо со стороны западного фасада звонницы пристроено в 1849-1852 гг. по проекту К.А.Тона.
На фотографии, помимо ансамбля колокольни, запечатлена часть Соборной площади и находящийся на ней Архангельский собор (1505-1508 гг.). С другой стороны от колокольни видны Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов (построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона). Вплоть до конца XIX века, когда был построен храм Христа Спасителя, колокольня Ивана Великого оставалась самым высоким сооружением в Москве.

Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.