Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Воспитательный дом. [Спб., Фотоателье Алексея Рейнбота, 1890-е г.г.]. Фотография наклеена на фирменное паспарту. В раме. Отличная сохранность.

Автор: Рейнбот А.
Год издания: 1893


Воспитательный дом. [Спб., Фотоателье Алексея Рейнбота, 1890-е г.г.]. Фотография наклеена на фирменное паспарту, украшенное золоченой орнаментальной рамкой. В раме. Размер снимка: 21,3 х 26,7 см. Размер в раме: 51,3 х 57,2 см. Отличная сохранность.


Воспитательный дом в Москве - одна из наиболее интересных архитектурных достопримечательностей Москвы. Он был заложен в апреле 1764 года по инициативе просветителя И.И.Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Это было крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода (длина фасада по набережной 379 м). Из трех корпусов-каре в XVIII веке были выстроены только два; восточный корпус был завершен в XX веке. В XIX веке расширением Воспитательного дома заведовали архитекторы Джованни и Доменико Жилярди, А.Г.Григорьев, М.Д.Быковский. В настоящее время в зданиях Воспитательного дома расположена Военная академия РВСН и Российская академия медицинских наук.

Воспитательный дом был учрежден на основании “Генерального плана”, составленного И.И.Бецким и утвержденным Екатериной II 1 сентября 1763 года. Под строительство был отдан Васильевский луг - обширный участок между Солянкой и рекой Москвой, ограниченный с запада Китайгородской стеной, а с востока - стеной Белого города. На нем располагались Гранатный двор, Устьинские бани и мелкие постройки.

По проекту, составленному Карлом Бланком при участии Ю.М.Фельтена, вдоль берега реки Москвы должны были быть выстроены три замкнутых корпуса-каре с обширными внутренними дворами: западный для мальчиков, восточный для девочек, и соединяющий их центральный.

Строительство западного каре было завершено в 1767 году, главный корпус построен в 1771-1781 г.г. В 1795-1797 годах был замощен проезд по Москворецкой набережной, в 1801-1806 г.г. закончена ее гранитная облицовка. Помимо основного здания, Воспитательный дом имел административные здания на Солянке, в которых разместился Опекунский совет. Они были построены по проектам главного московского архитектора (с 1817 года) Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди и А.Г.Григорьева.

При пожаре 1812 года Воспитательный дом оказался практически в эпицентре огня - к западу и северу полностью выгорел Китай-город, к востоку - Яузская часть города. Сам же главный корпус отстояли от пожара служители, оставшиеся в оккупированной Москве под руководством И.А.Тутолмина для ухода за сиротами (их оставалось около 350) и оставленными в здании ранеными. По французским источникам, Тутолмину также помогали 13 французских жандармов; уходя из города, Наполеон передал на попечение Тутолмина французских раненых.

После революции 1917 года приют был ликвидирован, а здания Воспитательного дома заняты профсоюзными учреждениями. В 1920 г. здание сильно пострадало от пожара, однако в 1921–1923 годах было полностью восстановлено, а в 1928-м - реконструировано. С тех пор здание стало именоваться «Дворцом труда» или «Вторым Домом Союзов». Кроме профсоюзных организаций, в том числе ВЦСПС, в нем размещались редакции ряда газет и журналов («Гудок», «На вахте», «Тридцать дней» и другие). В 1939 году по решению Правительства СССР в здание Дворца труда переехала из Ленинграда Артиллерийская академия имени Ф.Э.Дзержинского. Здесь она находится и по сей день, хотя именуется уже по-другому - Военной академией Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) имени Петра Великого.

Фотография изготовлена в фотоателье Алексея Рейнбота («Рейнбот А. и Ко»), находившемся в Санкт-Петербурге по адресу: ул.Николаевская, 14. Это была одна из лучших столичных фотомастерских конца XIX в., выпускавшая серии фотографических видов русских столиц. Фотография отличается необычайной четкостью и яркостью, тщательностью выбора ракурса. Изящное оформление снимка фирменным паспарту с золотой рамкой придает виду завершенность. Снимок прекрасно сохранился, благодаря тому, что он почти не имел контактов со светом, он не затронут выцветанием.