Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вышеславцев А.В. Рафаэль. Спб., 1894. Первое издание. В полукожаном переплете эпохи и в современном художественном футляре. Золотой обрез. Отличная сохранность.

Автор: Вышеславцев А.В.
Год издания: 1894


Вышеславцев А.В. Рафаэль. Посмертное издание с 53 рисунками. Спб., типография В.Киршбаума, 1894. [2], V, XXXV, 719 с.; с илл. в тексте и 24 илл. на отдельных листах. 26,1 х 17 см. Первое издание. В полукожаном переплете эпохи и в современном художественном футляре. Золотой обрез. Отличная сохранность.

Библиография: Международная книга, 16-186, 54-188.

Роскошное издание многолетнего труда общественного деятеля и историка искусств Алексея Владимировича Вышеславцева впервые было напечатано в 1894 г., спустя четыре года после смерти автора. Издание вышло на высококачественной бумаге с массой рисунков и эскизов великого художника. Автор полагал, что монументальные работы Рафаэля значительно испорчены временем и реставрациями, гравюры же в большинстве своем отступают от оригиналов, а потому с большой тщательностью подошел к подбору иллюстраций. Верность каждого рисунка он проверял самостоятельно, выясняя каждую деталь. Автору удалось подготовить книгу к печати, но само издание ему так и не суждено было увидеть. А.В.Вышеславцев умер 22 апреля 1888 г., как и Рафаэль, в Великую пятницу.

К Италии и, особенно, к Рафаэлю А.В.Вышеславцев питал ни с чем не сравнимые по силе чувства. Картины живописца он называл венцом тысячелетнего развития христианского искусства. В 1872 г. он впервые смог побывать в Италии, исполнив мечту многих лет. Во Флоренции он посещал музеи Уфицци и галереи Питти. Ради фресок Лоренцетти и Уччелли отправился в Пизу. В Риме изучал работы Микеланджело и Рафаэля.

Главной задачей А.В.Вышеславцева в представленном фундаментальном исследовании жизни и творчества Рафаэля было проследить развитие живописной манеры художника, понять какие культурные связи и контакты, жизненные вехи влияли на его индивидуальный живописный почерк и тот натуралистический стиль, который в результате он выработал. От произведения к произведению искусствовед выявляет эти скрытые пружины творчества.

Рафаэль Санти да Урбино (1483-1520) - один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения. За свою недолгую жизнь он стал самым прославленным художником Италии. В своих произведениях Рафаэль воплотил представление об идеалах гуманизма эпохи Ренессанса. Его полотно «Сикстинская Мадонна» - в числе наиболее узнаваемых изображений в истории живописи. В свой флорентийский период Рафаэль учился на работах старших современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело. В этих творческих контактах с полной силой зазвучало его собственное мастерство. В 1508 г. художник переезжает в Рим и становится живописцем папского двора. Папы Юлий II и Лев Х высоко ценили искусство Рафаэля и давали ему гигантские заказы. Так, папа Юлий II заказал художнику «Сикстинскую Мадонну» для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Для выполнения больших заказов Рафаэль готовил учеников и сам писал только эскизы. С 1514 г. Рафаэль становится еще и главным архитектором строившегося в то время собора Святого Петра.

«Рафаэль» - самая зрелая и важная работа А.В.Вышеславцева. Она стала складываться после его отставки с поста мирового посредника Тамбовской губернии. С 1876 г. он почти полностью посвятил себя истории искусств, путешествовал по Италии, где собрал большую коллекцию книг и гравюр, скульптуры, а также фотографии предметов эпохи Возрождения. В зарубежной поездке А.В.Вышеславцев купил барельеф работы Донателло. Он стал в то время первым и единственным произведением итальянского художника в России.

В 1881 г. вышла книга А.В.Вышеславцева «Джотто и джоттисты», в 1883 г. была опубликована работа «Искусство Италии. XV век. Флоренция». Итогом всех итальянских штудий стала монография «Рафаэль». Заслуженной наградой за эти исследования было звание почетного вольного общинника Императорской Академии художеств.

Алексей Владимирович Вышеславцев (1831-1888) закончил Московский дворянский институт, в 1848-1854 г.г. был студентом медицинского факультета Московского университета. В качестве военного хирурга участвовал в Крымской войне. В 1857-1860 г.г. совершил кругосветное плавание на клипере «Пластун» в составе эскадры под командованием адмирала Кузнецова, чему посвящены его первые литературные опыты «Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания». Общественная деятельность А.В.Вышеславцева начинается в 1860-х г.г. в период реализации Крестьянской реформы. Оставив службу по Морскому ведомству, он вернулся на родину и вскоре был назначен мировым посредником пятого участка Тамбовского уезда. В течение трех лет он занимал место председателя Второго отделения Съезда мировых судей Тамбовского уезда. С 1870 г. А.В.Вышеславцева переводят в Варшаву. В это же время он совершает свое первое путешествие по Италии. Именно в это время закладываются основы его коллекции. В 1876 г. в связи с обострившейся болезнью А.В.Вышеславцев уходит в отставку и занимается историей искусств. Главный труд его жизни - книги по истории итальянского искусства эпохи Возрождения.