Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Апостол П.Н. Московия в представлении иностранцев XVI-XVII в. Под ред. Г.К.Лукомского. Берлин: Academia, 1922. Библиофильское издание. В цельнокожаном владельческом переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Экз. А.Кнопа.

Автор: Апостол П.Н., Лукомский Г.К.
Год издания: 1922


Апостол П.Н. Московия в представлении иностранцев XVI-XVII в. [Под редакцией Г.К.Лукомскаго]. [Берлин]: Academia, [1922]. 66, [4] с., с илл. 28,7 х 22,5 см. Библиофильское издание. Тираж 1000 экз. Оформление книги А.Арнштама. В цельнокожаном владельческом переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. На переднем форзаце экслибрис: «Alexander Knoop». На заднем форзаце штамп переплетной мастерской в г. Таллине.

Книга П.Н.Апостола «Московия в представлении иностранцев XVI-XVII веков» была выпущена в 1922 г. в издательстве «Academia» под редакцией и с предисловием сотрудника издательства и страстного библиофила Г.К.Лукомского. Основу книги составили выбранные Г.К.Лукомским из собрания П.Н.Апостола гравюры из редчайших трудов знаменитых европейских путешественников XVI-XVII веков, таких, как С.Герберштейн, А.Олеарий и И.Корб, бывавших в Московии и став­ших свидетелями множества важных событий русской истории. К этим гравюрам П.Н.Апо­стол составил живые и емкие описания наиболее интересных моментов русской жизни той эпохи, исполненные в форме очерков, с присовокуплением наиболее интересных цитат из трудов вышеупомянутых путешествен­ников. Г.К.Лукомский называл коллекцию П.Н.Апо­стола «наиболее ценным собранием», обзор трех-четырех авторов из которого позволит составить объемное представле­ние о России XVI-XVII в.в.

В предисловии к книге Г.К.Лукомский пишет, что в понятии иностранцев того времени Московия - это необъятная территория, «по которой бродят белые медведи, где снег лежит толстой пеленой, где люди питаются сырым мясом, и даже поедают друг друга... Но туда едут любознательные и пытливые путешественники: Олеарий, Корб, Герберштейн... и понемногу проливается свет на загадочную страну».

«Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна вышли в Вене в 1549 г. и послужили Европе первым источником для знакомства с исто­рией, нравами и обычаями Московии. В своем очерке П.Н.Апостол отмечает, что до появления «Хроники Гербер­штейна» Западная Европа почти ничего не знала о Московии, представлявшейся ино­странцам таинственной северной азиатской, отдаленной от всего мира страной. Книга быстро стала знаменитой и много раз переиз­давалась и переводилась на разные языки. К ней были приложены две карты Московии, план г. Москвы и пять гравюр на дереве. С.Герберштейн, посещавший Московию с посоль­ской миссией, пользовался расположением Василия III (изображение которого впервые появилось именно в издании трудов путеше­ственника), подолгу жил в России и овладел разговорным русским, что позволило ему читать и переводить многие первоисточники. Поэтому в своем труде он приводил длинные цитаты из документов и сборников, опублико­ванных значительно позже. С.Герберштейн пер­вым описал великолепие русского двора, тонкости придворного эти­кета и блеск торжественных аудиенций, но взгляд пытливого путешественника останав­ливался и на быте, играх и забавах, обычаях и праздниках, которые он описывал с неменьшим тщанием. В настоящем издании воспро­изведены две гравюры на дереве из «Записок» С.Герберштейна, изображаю­щие русских всадников.

Путешественник Адам Олеарий неоднократно бывал в Московии при дворе царя Михаила Федоровича. Он был не только ученым, историком и математиком. А.Олеарий отли­чался большой наблюдательностью и был пре­красным рисовальщиком, благодаря чему ему удалось не только написать подробнейший путевой дневник, но и украсить свои заметки множеством рисунков. П.Н.Апостол говорит о том, что «“Московитское и Персидское путе­шествие” Олеария справедливо считается одним из важнейших источников для истории Московии XVII века». Для настоящей книги им были отобраны лучшие гравюры из прижизненных немецких изданий сочинения А.Олеария, а также из его французского издания 1719 г.

«Дневник путешествия в Московское государ­ство» был составлен секретарем австрийского посольства Иоганном Георгом Корбом и подробно, красочно, день за днем описывал первый период царствования Петра Великого. Российский историк Н.Г.Устрялов назы­вал рассказ И.Корба «первым правдивым произведе­нием, познакомившим Европу с Петром». «Дневник» И.Корба был издан в Вене на латинском языке, пред­положительно в 1700 г., сразу же после публи­кации он был переведен на русский язык, вероятно, лично для царя, но этот перевод никогда не изда­вали. Первые переводы книги появляются только во второй половине XIX столетия: английский в 1863 г., русский - в 1867 и в 1906 г.г. Это немного наивное, но искреннее повествование является наиболее ценным живым документом, подробно рассказывающим о событиях, имевших место в Москве в 1698 г., в том числе о стре­лецком бунте и его усмирении.

Павел Николаевич Апостол (1872-1942) - финансист, служащий Российской торговой палаты при царском посольстве в Париже, журналист, сотрудник «Звена» и «Последних новостей», профессор Русского коммерческого института, коллекционер, библиофил и библиограф. Был одним из основателей и руководителей «Общества друзей русской книги в Париже», способствовал сохранению русской культуры в эмиграции. Обладатель особенно ценного собрания редчайших изданий А.Олеария, И.Корба, С.Герберштейна. В июле 1942 г. был арестован гитлеровцами в Париже, погиб в Освенциме.

Георгий Крескентьевич Лукомский (1884-1952) - русский историк, искусствовед, художник, потомок княжеского рода Лукомских. Учился в частных художественных школах Казани и на архитектурном отделении Академии художеств. Много путешествовал по Западной Европе, России и Украине, изучая старинную архитектуру. С 1908 г. активно печатал искусствоведческие статьи в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон». Основные труды Г.К.Лукомского посвящены архитектуре русских городов: «О художественной архитектуре провинции», «Вологда в ее старине», «Старый Петербург», «Царское Село» и др. В феврале 1917 г. Г.К.Лукомский вошел во Всероссийскую коллегию по делам музеев, ратовал за реставрацию и изучение дворцов и парков. В Киеве возглавил архитектурный отдел при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины. Здесь же он организовал художественный музей из частной коллекции Б. и В.Ханенко (впоследствии Музей Восточного и Западного искусства). После Февральской революции входил в Особое совещание по делам искусств. В 1918 г. уехал на Украину, а оттуда через Константинополь эмигрировал в Париж, где продолжал активно работать как художник и искусствовед, выпускал книги о русской архитектуре.

Владельцем настоящего экземпляра был Александр Кноп - потомок российского баронского рода. Основатель торгового дома Кнопов Иоганн Людвиг (Лев Герасимович) Кноп (1821-1894) приехал в Москву 18-летним юношей в качестве представителя английской торговой компании. Свое дело бременский уроженец начал, продавая в России английские паровые машины и станки. К 1850-м г.г. он имел уже солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 г. Первой гильдии купец Лев Герасимович Кноп основал в Москве собственную торговую фирму. Вскоре он открыл хлопчатобумажные мануфактуры по всей России, в их числе - Кренгольмскую мануфактуру в г. Нарве. Л.Г.Кноп также являлся одним из владельцев Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. За его огромный вклад в текстильную промышленность в 1877 г. ему был пожалован титул барона. После смерти Л.Г.Кнопа дело возглавил его родственник, Рудольф (Роман Иванович) Прове, затем, в 1891 г., дело наследовали сыновья Л.Г.Кнопа - Федор и Андрей. После начала Первой мировой войны начались гонения на немецких предпринимателей, в том числе и на Кнопов. А после революции 1917 г. Кнопы и вовсе были вынуждены эмигрировать. К потомкам дочери барона Л.Г.Кнопа принадлежит председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.