Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Батов Д.В. Еллино-русский 1666-го года Иерархический собор, его установления и последствия. [Тула, издание Д.В.Батова, не ранее 1898 г.]. Гектограф с поморской рукописи, выполненной поздним кириллическим полууставом. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Батов Д.В.
Год издания: 1898


[Батов Д.В.]. Еллино-русский 1666-го года Иерархический собор, его установления и последствия. [Тула, издание Д.В.Батова, не ранее 1898 г.] 4о. Л. [1], 1-23 = 24 л.; 22 строки. 21 х 17 см. Гектограф с рукописи, выполненной поздним кириллическим полууставом. Заголовки и ссылки красными чернилами. В обложке и в современном художественном футляре. Штемпель: «Гончарова № 6». См.: Клепиков № 51 (1895–1902 гг.). Содержание. Нач. : «Взгляд на события пророкованнаго 1666 г....». Поморское сочинение. Хорошая сохранность. Исправления в тексте внесены издателем по заклейке и в непропечатанном тексте черными чернилами (л. 6 об., 17, 18 об.). Редкость.

Библиография: Бубнов Н.Ю. Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской Академии наук. Последняя четверть XIX - первая четверть ХХ вв. Спб., 2012,  № 111, 111а.

В брошюре рассмотрен ход и решения Собора 1666 г., направленного на осуждение старообрядцев и борьбу с расколом. Эти решения были закреплены в вышедшей в то время книге «Жезл правления», содержание которой разбирается в тексте Д.В.Батова. Автор обсуждает ошибки, допущенные участниками Собора, и доказывает правоту старообрядцев. Например, он грамматически подтверждает истинность имени «I-су-съ», потому что имя Спасителя должно быть трехсложным, и подкрепляет свой тезис множеством примеров из книг Священного Писания. Библейскими текстами подтверждается истинность двуперстия, полного погружения при крещении. Он рассказывает и об исторических деталях раскола, его преследованиях, ссылаясь на изданные к тому времени документы.

Последствия Собора и результаты издания книги были громадны по масштабам смертоносности, они породили новые волны христианского мученичества. После 1685 г. староверы эмигрировали в Швецию, Пруссию, Польшу, Турцию, за Кавказ, в Китай и Японию. Говорится о полемических текстах господствующей церкви, законах, направленных на борьбу с расколом. Выдержки из этих текстов красноречиво обличают неправоту и несправедливость никонианства и его антихристианскую направленность. Критикуется латинство греческой церкви, описывается незавидная судьба участников Собора по его окончании. В конце автор говорит об индивидуальном спасении, исторжении из церкви неправедных пастырей и условиях последних времен, что составляет ядро идеологии беспоповства.

В тексте есть ссылки на даты выхода из печати других изданий, позволяющие более точно датировать гектограф. Например, ссылка на Полное собрание сочинений П.И.Мельникова-Печерского - 1898 г.   

Издание было отпечатано на гектографе. Гектограф был изобретен в России М.И.Алисовым в 1869 г. Это была одна из простейших технологий быстрого тиражирования текстов. Она распространилась в 1870-е г.г. и сохранила свою актуальность до 1905 г., когда несколькими манифестами были объявлены свободы вероисповедания и печати, а старообрядцы получили возможность иметь собственные типографии.

Первой появилась технология желатиновой гектографии. Аппарат представлял собой ящик с застывшим желатиновым раствором. На застывшую массу накладывали лист с текстом, написанным анилиновыми чернилами и вскоре текст переводился на матрицу, с которой и происходила печать путем накладывания чистых листов.

Наиболее существенно при печати на гектографе то, что на нем можно получить лишь маленькие тиражи -100 экземпляров! И только 30-50 экземпляров из них были отчетливыми. Позднее тиражи удавалось довести до 200. Отпечатанные на гектографе тексты отличало невысокое качество печати, но работал аппарат быстро и был компактным настолько, что его легко можно было разместить на столе. Гектограф часто использовался российскими революционными организациями рубежа XIX-XX в.в. для тиражирования нелегальной литературы и листовок.

Дионисий Васильевич Батов (1825-1910) - лидер и наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия, автор многочисленных статей публицистического характера. Происходил из купеческой семьи потомственных староверов-поморцев, известной начитанностью в духовных вопросах. Отец Д.В.Батова служил столоначальником при Тульском Императорском оружейном заводе.

После смерти отца сын занял его место (1850), но вскоре ушел с завода, работал в различных частных конторах и учреждениях. В доме Батовых ежедневно совершались богослужения, после окончания которых Дионисий Васильевич с благословения настоятеля читал вслух свои статьи или произносил поучения. В 1875 г. его пригласили преподавать в старообрядческую школу в Саратове, для чего он уже в зрелом возрасте сдал экзамен на звание учителя народных училищ. Д.В.Батов преподавал церковнославянскую грамоту, Закон Божий, русский язык и арифметику. Он умел просто и понятно объяснить внутренний смысл Писания, поэтому уроки Закона Божьего считались в школе самыми живыми и пользовались любовью учеников. Через несколько лет школу закрыли. Д.В.Батов вернулся в Тулу и был избран настоятелем городской общины поморцев-брачников.

Во время жизни в Саратове (1875-1880) Д.В.Батов освоил печать на гектографе. Предполагается, что гектограф принадлежал одному из поморских деятелей Саратова. Ряд своих сочинений Д.В.Батов написал и издал здесь же.

Главной заслугой Д.В.Батова, по мнению его последователей, являлась апологетическая и педагогическая деятельность. Все выдающиеся начетчики и многие настоятели поморских общин конца XIX-XX в.в. (Р.З.Дмитриев, Т.А.Худошин, А.А.Надеждин, И.М.Цветков, Л.Ф.Пичугин) были его учениками. Он также обучал поморцев знаменному пению и крюковой нотации.

Д.В.Батов вел обширную переписку со старообрядцами Сибири, Приуралья, Прибалтики, Поволжья, Дона и Кавказа. Свои письма, в которых разбирались актуальные вопросы старообрядческой жизни, он объединял в брошюры, издавал гектографическим способом и рассылал по России. Поморцы называли эти брошюры «летучей академией» и «духовным университетом», поскольку труды Д.В.Батова в некоторой мере восполняли отсутствие у старообрядцев специальных учебных заведений.

В старообрядческой среде имели широкое хождение более 300 сочинений тульского наставника, наиболее известными были следующие: «О богопрославленных поморских сподвижниках», «Броня правды (апологетическое исследование)», «О разномыслии старообрядцев», «О способах самоличного спасения», «Благосовещание настоятелей», «Общение с внешними», «Врачевание бракоборного недуга», ««Двоедушие» единоверческих униатов», «Замечание сопровождателем 19 столетия», «О вечности священства», «Замечания старообрядцам-беглопоповцам», «Себяпроповедники», «Взгляд на главные знамения пререканий 1666 г.», «Взгляд на качество миссионерских беседословий», «Вопросо-ответы об антихристе». Под влиянием брошюр Д.В.Батова в начале XX века к поморцам присоединились около 3000 донских беглопоповцев.

За распространение своих сочинений Д.В.Батов в 1885 г. по запросу Тульской консистории был привлечен к суду, который вынес ему оправдательный приговор. В 1892 г. было возбуждено новое разбирательство, также завершившееся оправданием тульского лидера беспоповцев. Д.В.Батов участвовал в подготовке 1-го Всероссийского Собора христиан-поморцев, приемлющих брак.