Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Бенуа А. Азбука в картинах Александра Бенуа. Спб., 1905. Литографированное издание. Одна из самых знаменитых иллюстрированных книг для детей. В издательском переплете по рисункам А.Бенуа и в современном футляре. Хорошая сохранность. Большая редкость.

Автор: Бенуа А.Н.
Год издания: 1905


Бенуа А. Азбука в картинах Александра Бенуа. [Спб.], издание Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, [1905]. [36] с., с илл. 32,4 х 25,5 см. Тираж 2500 экземпляров. Литографированное издание. Одна из самых знаменитых иллюстрированных книг для детей. Напечатана на толстой бумаге в технике хромолитографии в лучшей государственной типографии Российской империи - Экспедиции заготовления государственных бумаг. В иллюстрированном картонажном издательском переплете по рисункам А.Бенуа и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность. Профессиональная реставрация переплета. Имеет историческую и художественную ценность. Большая редкость.

Библиография: Кузнецов Э.Д. Оформление детской книги предреволюционных лет (1901-1917). / Книга: Исследования и материалы, Сб. VIII. М., 1963, с. 154; Сидоров А.А. Русская графика начала XX века: Очерки истории и теории. М., 1969, c. 88.

«Азбука в картинах» Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) - уникальный художественный шедевр эпохи модерна, непревзойденный по широте замысла и уровню полиграфического исполнения. Она стала переломным событием в книжной графике как первая книга молодого мастера, в которой он выступил как автор замысла, иллюстратор и оформитель в одном лице. А.Н.Бенуа задумывал свою «Азбуку» как книжку не для всех, как особенный и дорогой подарок. Экземпляры "Азбуки" были в библиотеках наследника цесаревича Алексея Романова и его некоторых старших сестер. 

Экспедиция заготовления государственных бумаг, где А.Бенуа печатал свою «Азбуку», являлась лучшей российской государственной типографией, оборудованной самой совершенной литографской техникой, в ее штате состояли лучшие мастера, имевшие часто европейскую известность, патенты на изобретения и т.д. Эти мастера сами разрабатывали новые машины и совершенствовали уже известные технологии, придумывая неповторимые способы печати. Особое внимание печатников Экспедиции в 1890-х г.г. было направлено на создание способа многокрасочной печати в один прогон с одного клише, который бы позволял копировать красочные изображения без смещений, исключительно точно передавая цвета. Кроме того, мастера типографии добивались наиболее ярких и торжественных цветов. В таких цветах исполнялись изображения государственных гербов и Императорских регалий. Такую же неповторимую по точности передачу живого цвета акварелей А.Н.Бенуа имеет и его «Азбука в картинах». 

Создание книги заняло не менее двух лет. Работу над “Азбукой” А.Н.Бенуа начал в 1903 г., а вышла она во второй половине 1905 г. Производственный цикл в типографии занял около полугода. В создании хромолитографий использовалось твореное золото и серебро. Работа велась в сотрудничестве с другой типографией, заведением И.Кадушина, специализировавшимся на цветной литографии. Оно зарекомендовало себя высоким качеством и сотрудничало с кружком «Мир искусства». В поисках выразительности литографы много экспериментировали с фактурой и цветом бумаги, подбирая вручную оттенки красок. Книжка была отпечатана небольшим тиражом на толстой бумаге. Экземпляры продавались по баснословной для детских изданий цене в три рубля. Основными покупателями «Азбуки» были представители русской аристократии, при том не только в России, но и в европейских странах.

А.Н.Бенуа изобрел новую художественную конструкцию «Азбуки». Он изображает не конкретные объекты - символы букв, а динамичные истории, связанные с этими объектами. В картинах появляются сюжеты и контексты, вырисовываются характеры героев, вводится множество мелких деталей, поглощающих внимание ребенка. А.Н.Бенуа создал для каждой буквы продуманное, как декорация, жизненное пространство. Фантазия, глядя на картины, может разворачиваться безгранично. Динамизм выражен на разных уровнях: и непосредственно сюжетно, и в композициях, и через богатство цвета.

В «Азбуке» появляются сквозные персонажи: арапчонок и два братца в матросских курточках. Арапчонок, по замыслу автора, осваивает азбуку вместе с нашими детьми. Его мы видим на обложках и титульном листе. Его большой портрет открывает череду картин: Аа - «Арап». Он же завершает азбуку. Но герой в процессе меняется: он записал пером, что теперь умеет читать и писать по-русски. Братья же являются персонажами игр и сцен на ряде картин, в которых меняются и развиваются сюжеты: вот они в своей комнате играют в войну, вот катаются по лужайке у дома или играют в жмурки, вот один попадает в сказку, а другой - на корабль, а вот они в саду рвут с веток яблоки. Иногда к мальчикам присоединяются их сестры. Художник знакомит нас со всей большой семьей, даже с дедушкой.

В книжке звучит полифония времен и стран. Тут и библейская история о пророке Ионе и ките, и путешествие бедуинов по Египту мимо статуй фараонов, и сказки про рыцарей, волшебников, великанов и злых ведьм, и сценки при дворе Людовика XIV или из жизни петербургских аристократов Екатерининского времени, Московская Русь и крепостная Россия Александра I. Художник замыслил «Азбуку» для своего подраставшего сына, которому в 1903 г. было два года, поэтому много внимания он уделяет миру детских, наполняя их игрушкам и происходившими там забавами. Азбука отразила популярные игры, книжки, сказки того времени, манеру одеваться, антураж и быт аристократических домов. 

Удивительно, что «Азбука» вобрала в себя основные мотивы, занимавшие художника всю жизнь: это и мир театра, маскарада и карнавала, имеющий в сердцевине своей игру и перевоплощение, и история Франции периодов барокко и рококо, времен пышных париков и эксцентричных карликов. Видимо, в этот период и формировались его творческие интересы. Другой струей вдохновения были дворцы Версаля и С.-Петербурга, резиденции и особняки окрестностей русской столицы: Павловска, Петергофа, Царского Села. В «Азбуке» отражены реальность и сказка, настоящее и прошлое, мир взрослых и мир детей. 

Автор использует для ассоциации с буквами такие слова, в которых есть два варианта изображаемого знака - прописной и строчный, как, например, в слове «Карлик» на букву Кк. Если это невозможно, он предлагает два слова, в которых также есть эти варианты. Буквы в слове выделяются красным цветом, что упрощает их поиск и запоминание. Кроме того, сами слова всегда необычны и интересны, заряжены игровой энергией, например, «Жмурки» или «Ураган». Главным преимуществом "Азбуки" А.Н.Бенуа было то, что дети учили с ее помощью буквы с удовольствием и быстро. Они с наслаждением разглядывали книгу, зачитывая ее экземпляры до дыр. Сам А.Н.Бенуа в письме знакомому в мае 1958 г. говорит так: «Спасибо за добрые слова об «Азбуке». Но неужели, пройдя через три (!) поколения, книжка не стерлась вконец?! К сожалению, я был бы в таком случае лишен удовольствия заменить истрепанную новым экземпляром, ибо сам не владею ни единым, а гостит у меня экземпляр одной из моих дочерей».

М.В.Добужинский назвал «Азбуку» А.Н.Бенуа «чудесной». М.Кузмин говорил, что за ее картинками много личных переживаний отцовства художником, который стремится смотреть на мир глазами ребенка и включаться в игру. А.А.Сидоров писал: «Азбука А.Н.Бенуа - это настоящий праздник». Уже вскоре после выхода книжки некоторые современники отмечали, что она вряд ли адресована только детям. Первыми судили о ней, конечно же, родители, и к ним она тоже обращалась, воздействуя своей совершенно новой, праздничной и сложной эстетикой. Неслучайно ее художественные достоинства высоко оценили коллекционеры. Крупнейший отечественный знаток книжной графики А.А.Сидоров размышлял: «”Азбука” - это театрализованная фантасмагория для взрослых в типичном для начала века увлечении романтикой и причудливой выдумкой … Бенуа в меру фантастичен, всегда забавен, остроумен и даже порою насмешлив. Но в целом … он всегда и прежде всего декоративен. Книжная страница для него становится сценической площадкой».

Азбука уникальна еще и тем, что является единственной в мире, чьи персонажи вышли на театральные подмостки. Так, Арап появился в балете И.Стравинского «Петрушка», оформленном А.Н.Бенуа. Балет впервые увидел свет в 1911 г. во время знаменитых «Русских сезонов» С.П.Дягилева в Париже. Эти персонажи стали героями и другого музыкального произведения: композитор Н.Черепнин сочинил «Четырнадцать эскизов для фортепиано к «Азбуке» Александра Бенуа».