Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Иоасаф (Кроковский), митр. Акафист св. великомученице Варваре. Киев, 1804. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Иоасаф (Кроковский), митр.
Год издания: 1804


[Иоасаф (Кроковский), митр.]. Акафист св. великомученице Варваре. Киев, типография Киево-Печерской Лавры, XII.1804 (7312). Л.: 1 тит. л., 3, 1 грав., 54 л. = 59 л. с грав. 16 х 20,7 см. Печать в две краски кириллическим шрифтом, церковно-славянский язык. Текст в наборных рамках из гравированных украшений. Гравюры в тексте. Орнамент: заставки, инициалы, концовки. В современном полукожаном переплете, стилизованном под начало XIX века, с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автором акафиста св. Варваре был митрополит Киевский Иоасаф (Кроковский) (ок. 1648-1718). Акафист читался в монастыре перед ее мощами еженедельно по вторникам. В XIX веке существовала традиция 4 декабря торжественно обносить мощи вокруг собора. В настоящем издании, кроме акафиста св. великомученице Варваре, представлены ее житие и страдания, а также повесть об обретении ее мощей. 

Св. великомученица Варвара считается защитницей от неожиданной насильственной смерти или при угрозе от огня.  В подтверждение такого действия мощей в предисловии к изданию приводится случай, произошедший в Киеве во время эпидемии в 1710 г. Смерть косила насельников обителей и прихожан церквей. Единственным монастырем, избежавшим эпидемии, была Киевская Златоверхая обитель во имя св. Михаила Архангела, в которой хранились мощи св. Варвары.

В прежние времена св. Варвара была покровительницей купцов, воинов и всех путешествующих. Ее особенно почитали московские китайгородские купцы, поскольку их жизнь была связана с длительными поездками и каждодневным риском гибели. Купцы эти селились в Зарядье и построили в первой половине XV века церковь в честь св. Варвары. Улица выходила из Спасских ворот Кремля, шла мимо торговых рядов и по гребню холма - к Варварским воротам Китай-городской стены. Далее она уходила на Владимирскую, Рязанскую и Калужскую дороги. Владимирский тракт даже и в начале ХХ века имел дурную славу из-за орудовавших на нем банд разбойников. По церкви одна из древнейших улиц Москвы стала называться Варваркой. В церкви хранилась часть перста великомученицы с перстнем. В современную эпоху великомученицу призывают в помощь шахтеры и артиллеристы. Ее также признают за покровительницу Ракетных войск стратегического назначения.

Издание вышло в Киеве не случайно. Мощи св. Варвары были открыты в первой половине XVII века в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре и стали особо почитаемой святыней, привлекавшей тысячи паломников не только изУкраины, но и из Речи Посполитой, и позднее - из Российской империи.

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Алексея I, вышедшей ок. 1103 г. замуж за князя Святополка II. Они были положены в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Во время Батыева нашествия мощи были спрятаны церковнослужителями под ступенями каменной лестницы и обретены спустя несколько столетий. Их с почестями положили в храме и они прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести об обретении мощей, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхого монастыря.

Но гипотеза о браке Святополка с Варварой, получившая распространение благодаря этой повести, была опровергнута новейшими исследованиями. Варвара Комнина оказалась вымышленным персонажем, придуманным в XVII веке при составлении повести в связи с прославлением мощей св. Варвары.