Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Калинина Е. История города Воронежа: Очерки. Воронеж, 1941. Первая научно-популярная книга, рассказывающая об истории Воронежа. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Калинина Е.В.
Год издания: 1941


Калинина Е. История города Воронежа: Очерки. Под редакцией проф. В.И.Лебедева. [Воронеж]: Воронежское областное книгоиздательство, 1941. 325 с., с илл. 21,7 х 13,2 см. Тираж 5 000 экз. Первая научно-популярная книга, рассказывающая об истории Воронежа, впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Воронеж в конце XVII века стал колыбелью русского флота. Книга является первой исторической работой, посвященной углубленному изучению места Воронежа в русской истории. Уникальность прошлого города заключалась в том, что на рубеже XVII-XVIII столетий в нем столкнулись старый и новый миры. Уходящее Средневековье провинциального городка, люди которого были привержены старой вере, встретилось с наступившей Петровской эпохой, с ее непонятными европейскими новшествами и идеями.

Воронеж был форпостом Азовских походов, открывших России выход к Черному морю и Крыму. Вместе с Петром I в Воронеж приезжал знаменитый путешественник Корнелис де-Бруин. Он выполнил первый вид города, запечатлел его планы в 1703 г. и оставил подробные воспоминания о своих путешествиях, из которых о Воронеже узнали в Европе. Здесь работали и жили в то время и другие иностранцы, например, английский инженер Джон Перри, приложивший руку к проекту канала Волга-Дон, а потом построивший корабельные шлюзы в Воронеже и трудившийся над тем, чтобы сделать Воронеж судоходной рекой.

Беспокойный русский царь никому не давал передышки, ни гостям, ни рабочим, ни слугам. В Воронеже кипела работа на судовой верфи, отливались мортиры. Строительство флота чередовалось с пирами, забавами и испытаниями судов. В это короткое время Воронеж опередил многие другие русские города, в том числе на ниве просвещения. В 1703 г. здесь была основана «Цифирная школа». Закат города произошел стремительно: сначала большой пожар в апреле 1703 г., потом - эпидемия «огневицы», или лихорадки. От нее скончался главный корабельный мастер Воронежа Ян Терплий. Чуть ранее появляется конкурирующий центр кораблестроения в Таврове при впадении реки Воронеж в Дон. А в 1703 г. закладывается город на Неве, после чего русскому царю Воронеж становится все менее интересным. В книге показаны отношения людей того времени, столкновения характеров и национальная психология.

Исследование вводит в оборот огромный исторический материал, основанный на архивных документах, грамотах и указах, дневниках, воспоминаниях и других ценных источниках. Рассказ об истории Воронежа подан в художественной форме, как бы глазами очевидца, пережившего эпохи расцвета и заката своего родного города. В книге мы слышим голоса участников событий, видим их переживания и страсти, чувствуем настроения двух эпох, пульс времени на переломе.

В 1930-е г.г. краеведение в стране было в упадке, так как считалось, что изучение местной истории способствует развитию национализма. Но в начале 1940-х г.г. такая тематика уже становится возможной, особенно в силу значимости Воронежа как места зарождения русского флота. Автор книги Елена Васильевна Калинина (1883 - не ранее 1942) сочетала в себе профессию историка, талант писателя и была родом из Воронежа. Она получила образование на рубеже двух эпох, окончив в 1921 г. Институт истории искусств в Петрограде. Была ученицей Б.В.Формаковского и Д.В.Айналова, стала научным сотрудником Института истории искусств и Публичной библиотеки Ленинграда, что открыло ей доступ к богатым историческим материалам, в том числе и архивным, на которых основаны ее книги. Она неоднократно принимала участие в экспедициях по древнерусским городам. Своему родному региону писательница посвятила две книги - «Грозный Дон» (1931) и «История города Воронежа» (1941).