Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Каталог картин собрания С.И.Щукина. М., 1913. Вышло ограниченным тиражом. Экземпляр М.П.Келлера, зятя С.И.Щукина и первого хранителя его музея, с автографом М.Келлера. В издательской обложке и в современном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Щукин С.И.
Год издания: 1913


Каталог картин собрания С.И.Щукина. - Catalogue des tableaux de la collection de M-r Serge Stschoukine. М., Т-во Скоропечатни А.А.Левенсон, 1913. 52 с. 18,9 х 12 см. Издание отпечатано на бумаге верже в одной из лучших российских художественных типографий, имевшей высший коммерческий статус «Поставщика Двора Его Величества». Вышло ограниченным тиражом к открытию музея С.И.Щукина для публичных посещений. Текст на русском и французском языках. В издательской обложке, выполненной в технике гравюры на дереве в две краски по рисунку художника Бориса Зворыкина, и в современном художественном футляре. Экземпляр с автографом хранителя музея, зятя С.И.Щукина М.П.Келлера, с его дополнениями, сделанными на нескольких страницах орешковыми чернилами; на с. 52 внизу верительная подпись-автограф: «Хранитель Музея М.Келлер». На ряде листов пометы простым и красным карандашами. Очень хорошая сохранность. Экземпляр имеет историческое значение.

Дополнения в экземпляре каталога принадлежат зятю Сергея Ивановича Щукина графу Михаилу Павловичу Келлеру (1883-...), о чем свидетельствует автограф с подписью и единый почерк основного массива дополнений. М.П.Келлер был женат с 1911 г. на Екатерине Сергеевне Щукиной, в замужестве носившей его фамилию. С марта по ноябрь 1918 г. М.П.Келлер стал по просьбе тестя, отправившегося в эмиграцию, хранителем музея и готовил собрание картин к национализации. Итогом его работы была передача всех полотен по описи государству. По представленному экземпляру каталога он, скорее всего, проводил в это время сверку имеющихся работ, о чем говорит то, что слева напротив большинства работ на полях каталога стоят аккуратные галочки простым карандашом. Рядом с некоторыми номерами, в том числе и отмеченными галочкой, стоят еще крестики красным карандашом.

В каталоге на момент издания (1913 г.) значилось 233 работы импрессионистов и постимпрессионистов. На нижних полях с. 4, 5, 12, 13, 22, 23, 35 вписаны названия новоприобретенных после выхода каталога полотен. На пустой с. 52 в два столбца на русском и французском языках  тем же почерком приведены имена художников и названия новых работ под номерами от 234 до 255, то есть всего 22 работы. Внизу - подпись хранителя. Еще одна работа была вписана фиолетовым карандашом другим почерком после записей М.П.Келлера, слева от его подписи (большая часть - неразборчиво, читается: «Nature morte»). Возможно, это дополнение и несколько других мелких помет принадлежит Е.С.Келлер, бывшей хранителем коллекции с октября 1918 по октябрь 1922 г. В этот период Екатерина Сергеевна  занималась делами бывшей семейной галереи и водила по ней экскурсии. Экспозицию неоднократно посещал председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, который был поклонником П.Пикассо.

Экземпляр принадлежал М.П. и Е.С.Келлерам и был основным рабочим каталогом Первого музея Новой западной живописи на этапе его создания. 

Сергей Иванович Щукин (1854-1936) - выдающийся купец и благотворитель, происходивший из Боровского старообрядческого рода. Торговое предприятие его отца, Ивана Васильевича Щукина, управление которым со временем взял на себя Сергей Иванович, специализировалось на продаже хлопчатобумажной фабричной продукции, и преимущественно Ивановских ситцев. Оно являлось крупнейшим предприятием в Москве. С.И.Щукин создал уникальный музей современного европейского искусства, не имевший аналогов в мире.

Художественные вкусы коллекционера неизменно поражали современников. Критерий отбора был такой: художник и его работы должны повергать зрителя в «психологический шок». Надо сказать, что интерес С.И.Щукина к психологии был длительным и мотивирован семейными драмами. В 1910 г. меценат пожертвовал 100 тысяч рублей Московскому университету на создание Психологического института.

С.И.Щукин первым начал собирать произведения импрессионистов - Моне, Писарро, Ренуара, Дега… Этот период коллекционирования пришелся на 1897-1906 г.г. Сергей Иванович безошибочно выбирал тех мастеров, кому суждено было произвести революцию в искусстве. С 1906 по 1914 г.г. коллекционер переключился на постимпрессионистов: Сезанна, Ван Гога, Гогена, Пикассо, Матисса. В то время их еще не смогли оценить даже в Европе. С.И.Щукин нередко становился единственным покупателем, предлагавшим художникам высокую цену.

С 1909 г. коллекционер открыл свою галерею для посещения по выходным дням. Помещением для музея стал особняк С.И.Щукина в Большом Знаменском переулке (дом № 8), подаренный ему отцом на рождение сына. Под коллекцию картин он отвел весь второй этаж. Сергей Иванович сам вел экскурсии и читал лекции по субботам. В галерее С.И.Щукина были залы Гогена, Матисса и Пикассо, в которых можно было увидеть их творчество в развитии.

Экспозиция вызывала бурную реакцию у зрителей. Так, один из гостей С.И.Щукина перечеркнул карандашом картину К.Моне в знак протеста против видения импрессионистов. Даже Сергей Иванович оказывался порой в конфликте с некоторыми работами. А.Матисс в 1911 г. приезжал по приглашению С.И.Щукина в Москву и создал по заказу хозяина особняка два знаменитых панно «Танец» и «Музыка» для оформления парадной лестницы. От «Танца» С.И.Щукин отказывался дважды и вновь возвращался к нему после мучительной внутренней борьбы. По этому поводу он так писал А.Матиссу: «Сударь, в дороге я много размышлял и устыдился своей слабости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться. По этой причине я решил выставить Ваши панно». Панно «Музыка» С.И.Щукин лично «подредактировал» кистью, поскольку в доме его жили усыновленные дочери, юные создания, которым не следовало показывать мужскую наготу.

В 1914 г. С.И.Щукин открыл свою галерею для широкой публики. Как раз к этому времени и был выпущен представленный каталог собрания (1913). В нем указывались имена художников (они расположены по алфавиту), иногда с датами жизни; названия работ, в некоторых случаях дан год их создания, техника исполнения, и всегда - размеры. Всего коллекция С.И.Щукина насчитывала 256 работ, что впервые отразилось в нашем экземпляре каталога с дополнениями М.П.Келлера. Среди картин коллекции значилось 51 полотно П.Пикассо, 18 произведений А.Дерена и 37 работ А.Матисса. Также С.И.Щукин покупал работы Пьера Пюви де Шаванна, П.Синьяка, Ф.Таулова, М.-Н.Уистлера, Ренуара, А.Руссо и др. В личном фонде купца хранились «Танцовщица у фотографа», миниатюра «Завтрак на траве», «Цветы в вазе», «Белые кувшинки», «Сирень», «Обнаженная» и другие известные полотна. 

Кроме того, что граф М.П.Келлер взял на себя роль хранителя бесценного собрания С.И.Щукина в самое суровое время русской истории, мы знаем о нем еще ряд важных фактов. Он был выдающимся библиофилом и библиографом, членом Русского библиографического общества при Московском университете с 1906 г. В 1909 г. он закончил с дипломом 1-й степени Университетское отделение Московского Катковского лицея. Уже в начале 1910-х г.г. его книжное собрание было известно в среде ценителей. У.Г.Иваск писал, что оно состоит «из 2600 томов, преимущественно на иностранных языках, главные отделы - литература, история и библиография». В его собрании были инкунабулы, эльзевиры, художественная литература XVIII века с автографами знаменитых писателей, и т.д. Для библиотеки М.П.Келлера было изготовлено несколько экслибрисов. Один из них был выполнен по рисунку А.Матисса в 1912 г. С апреля по октябрь 1921 г. М.П.Келлер работал заведующим Отделом редких книг в Библиотеке Государственного Румянцевского музея и продолжал начатый У.Г.Иваском процесс создания Музея книги. В начале 1920-х г.г. выдающийся библиофил стал членом-учредителем Российского общества друзей книги. До 1922 г. М.П. и Е.С.Келлеры занимали часть особняка в Большом Знаменском переулке, но и они выехали за границу. М.П.Келлер увез лучшую часть своей книжной коллекции в Европу.