Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Козьмодемьянск: Вид на Волгу. Фотограф М.П.Дмитриев. Нижний Новгород, конец XIX века. Фотография в раме и паспарту. Отличная сохранность. Фотография представляет историческую и художественную ценность. Редкость.

Автор: Дмитриев М.П.
Год издания: 1899


Козьмодемьянск: Вид на Волгу. Фотограф М.П.Дмитриев. Нижний Новгород, конец XIX века. Фотография в раме и паспарту. Размеры снимка: 23,2 х 29,5 см. Размеры в раме: 53,2 х 58,5 см. Отличная сохранность. Фотография представляет историческую и художественную ценность. Редкость.

На снимке запечатлен центр города Козьмодемьянска с видом на Волгу. Съемка, очевидно, производилась с ближайшей высокой точки - Пугачевой Горы. В кадр попали церковь Богоявления Господня (на ближнем плане) и церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (вдали), административные здания, жилые дома купцов и мещан, хозяйственные постройки.

Богоявленская церковь была построена в 1734 г. и полностью разрушена в 1930-е г.г. Настоящий снимок является редким ее изображением с ракурса, с которого хорошо видны колокольня и купол. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери была построена в 1827 г. В советское время храм был закрыт, здание надстраивалось, колокольня была частично разрушена.

Козьмодемьянск находится на левом берегу Волги и является административным центром земли горных марийцев. На снимке городок представляется уютным и ухоженным купеческим центром с большими, добротными домами из дерева и камня. Вокруг Козьмодемьянска раскинулись невероятные волжские просторы. Город подчинен ритмам жизни реки, с ней было связано все его благосостояние.

В творчестве М.П.Дмитриева река Волга занимает особое место. С 1894 г. на протяжении десяти лет фото-художник осуществлял грандиозный проект по съемке реки от истоков до устья. Наверное, никто из фотографов того времени не чувствовал реку и ее береговые пейзажи столь же тонко, как он. За этот проект фотограф был избран действительным членом Российского Географического общества.

Максим Петрович Дмитриев (1858-1948) - выдающийся русский фотохудожник конца XIX - первой половины XX в.в., основоположник жанра публицистической фотографии, получивший мировое признание. Именно с его работ начинается интерес фотографов к народной жизни, быту города и деревни в его неприукрашенном виде.

Большая часть творчества фотографа прошла в Нижнем Новгороде, куда он переехал в 1877 г. и работал в мастерской Андрея Осиповича Карелина. В 1886 г. М.П.Дмитриев открыл здесь собственную мастерскую. Он создал свой индивидуальный стиль в фотографии. М.П.Дмитриев создает пейзажи, бытовые портреты, его интересуют городские мотивы и жанровые сцены. В поле объектива фотографа попадают грузчики, крестьяне, богомольцы, извозчики, рабочие, босяки. Он создает тематические циклы, которые принесли ему особую славу. В М.П.Дмитриеве сочетался дар художника и оператора-репортера, умевшего создать выразительный снимок на материале повседневной жизни. Все это было нетипично для российских фотографов того времени.

В 1889 г. работы М.П.Дмитриева впервые появились на фотографических выставках в Москве, С.-Петербурге и Одессе, посвященных 50-летию светописи. В 1890 г. на Одесской фотовыставке он получил медаль Императорского технического общества, а в 1891 г. - Почетный диплом и Золотую медаль на международной выставке в Брюсселе. В 1892 г. на выставке в Париже он удостаивается Золотой медали в номинации «профессиональная художественная фотография». На этой выставке художник был единственным российским лауреатом, номинировавшимся на золото.

Работы М.П.Дмитриева были отмечены высокими наградами на выставках в Амстердаме, Чикаго и Нью-Йорке. Его альбом, представленный на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., был удостоен высокой награды. М.П.Дмитриев осуществил грандиозный проект по съемке Волги от истоков до устья. Работа над ним велась около 10 лет с 1894 г. За этот проект фотограф был избран действительным членом Географического общества.

Имея собственную типографию, М.П.Дмитриев тиражировал свои снимки в открытках и сериях фототипий. В Нижнем Новгороде не было фотографических заведений, способных с ним конкурировать по размаху и качеству работы.

Как пейзажист, М.П.Дмитриев был одним из первых мастеров, перешедших к художественной съемке с натуры. Он всегда ставил перед собой не только документальные, но и эстетические задачи. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям М.П.Дмитриева как к объективным, точным и насыщенным информацией историческим источникам.