Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

L’Art Decoratif et Industriel de l’U.R.S.S. - Декоративное и индустриальное искусство СССР. М., 1925. На франц. языке. В издательской обложке работы А.Родченко и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Д.Штеренберг, А.Эфрос, А.Сидоров, А.Луначарский, О.Д.Каменева, и др. Под ред. П.Когана, В.Никольского, Я.Тугенхольда
Год издания: 1925


L’Art Decoratif et Industriel de l’U.R.S.S. - Декоративное и индустриальное искусство СССР. Издание Комитета Секции СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925 г. М., [фабрика «ГОЗНАК»], 1925. 94, [2], XXVIII с.; с илл. в тексте и 13 илл. на отдельных листах. 27 х 20 см. На французском языке. Редакция: П.Коган, В.Никольский, Я.Тугенхольд. Текст: Д.Штеренберга, А.Эфроса, А.Сидорова, А.Луначарского, Д.Аркина, О.Д.Каменевой и др. Отпечатано на мелованной бумаге. В издательской обложке работы А.Родченко и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Настоящий каталог был подготовлен к Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности - крупнейшему художественному событию в Европе 1920-х г.г. Выставка проходила в Париже с апреля по октябрь 1925 г. На ней были представлены работы художников из многих стран мира в области современного декоративного искусства, архитектуры и дизайна. Выставка дала начало развитию художественного направления ар-деко, заложившего традиции большинства современных школ дизайна.

Участие в выставке СССР стало одним из первых случаев культурного обмена между Советской Россией и Францией после установления дипломатических отношений в октябре 1924 г. и крупнейшей заявкой о себе российского авангардного искусства за пределами страны. Настоящий каталог стал одним из немногих изданий, по которым на Западе могли следить за развитием советского авангарда.

Советская секция на выставке стала одной из самых интересных и посещаемых. Работы художников поражали новизной выразительных средств и свободой владения формой. Так, Ле Корбюзье, проектировавший один из павильонов французской секции, считал, что на выставке есть только один павильон, кроме его собственного, на который стоит смотреть - это советский.

Главным художником павильона СССР стал А.М.Родченко. К выставке он оформил Клуб рабочих СССР («Избу-читальню»), а в издании каталога советской секции ему принадлежали обложка и титульный лист. Обложка для настоящего каталога была признана художественной критикой одной из лучших работ мастера в области книжной графики. В целом, издание стало выдающимся памятником советского авангардного искусства 1920-х г.г. Представленные там же на выставке рекламные плакаты А.М.Родченко были удостоены Серебряной медали.

Замечательно было и то, что советские художники-конструктивисты говорили на одном художественном языке со своими западными коллегами, притом - на самом актуальном, новом и перспективном его «диалекте». Они в считанные годы совершили прорыв в искусстве, заняв положение в голове мирового авангарда. Своим новым выразительным языком, действующим на глубинные пласты массового сознания, они пропагандировали миру идеи освобождения труда, необходимости обращения искусства к глубинной художественной традиции народа.

Работы советских мастеров авангарда получили высокую оценку западной художественной критики, завоевав на выставке целый ряд престижных наград. Золотую медаль получил В.Г.Меллер за оформление спектакля в театре «Березиль». Графические работы А.И.Кравченко были удостоены Гран-при. А.В.Лентулов был отмечен дипломом за оформление спектакля «Демон». В.М.Голицын награжден Золотой медалью за роспись деревянных изделий. Модельер Н.П.Ламанова стала обладательницей Гран-при выставки «за костюм, основанный на народном творчестве». Кинорежиссер С.М.Эйзенштейн получил Серебряную медаль за фильм «Стачка».

Каталог советской секции был издан на французском языке и рассчитан на европейскую аудиторию. В нем воспроизведены работы Л.Поповой, братьев Весниных, Н.Альтмана, А.Лавинского, С.Чехонина, А.Экстер и др. Здесь же в отдельных статьях рассмотрены важнейшие тенденции в новом искусстве. О.Д.Каменевой, сестре Л.Д.Троцкого и первой жене Л.Б.Каменева, принадлежит эссе о роли нового искусства в политической жизни страны. Представлен очерк развития современного искусства, в котором рассматривались наиболее яркие достижения советского авангарда во всех областях. Во многих статьях советское декоративное искусство преподносится как имеющее глубокие исторические корни и крепкие художественные традиции, выражающее дух и эмоции крестьян, рабочих. Это искусство ориентировано на человека и его повседневность, особенно эффективно оно воздействует на сознание. На примерах мастеров-кустарей Палеха, Мстеры и пр. описано небольшое частное домашнее хозяйство, в котором развивается прикладное искусство. Даны снимки экспозиции советского агитационного фарфора 1920-х г.г. Рассмотрен дизайн текстиля, мода, полиграфия. Рассказывается о процессах, происходящих в театре и живописи, в том числе описаны авангардные декорации к постановкам Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ) работы Н.Альтмана, сцены из спектаклей театра В.Мейерхольда. Рассматривается архитектурный конструктивизм, в рамках которого показаны работы таких мастеров авангарда, как К.Мельников, Л., А. и В.Веснины и др.

Каталог роскошно оформлен. Книга была отпечатана в типографии ГОЗНАК, лучшей типографии СССР, унаследовавшей свои полиграфические традиции качества у знаменитой Экспедиции заготовления государственных бумаг. В каталоге в большом количестве на дополнительных листах и внутренних сторонках обложек представлена реклама предприятий эпохи НЭПа.