Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Муравьев А.Н. Саровская пустынь. Спб., 1849. Одна из первых книг об истории Саровской пустыни, впоследствии не переиздавалась. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Муравьев А.Н.
Год издания: 1849


[Муравьев А.Н.]. Саровская пустынь. Спб., печатано в типографии Карла Крайя, 1849. [2], 48 с. 21,9 х 14,5 см. Одна из первых книг об истории Саровской пустыни, впоследствии не переиздавалась. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Библиография: Минцлов С.Р. Книгохранилище Сергея Рудольфовича Минцлова. Спб., 1913, № 1283.

Одна из первых книг о саровских старцах, в том числе о прп. Серафиме Саровском. Это небольшое сочинение предшествовало трудам иеромонаха Авеля (Ванюкова), ставшего главным биографом Серафима Саровского и историком Саровской пустыни в середине - второй половине XIX века. В 1849 г. вышла также книга «Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима...» иеромонаха Иоасафа (Ивана Тихоновича Толстошеева). До этого в 1839 г. и в 1844 г. иеромонахами Сергием (Васильевым) и Гурием (Ивановым) были написаны и изданы еще две книги, посвященные жизни и подвигам  отца Серафима. 

В настоящем сочинении А.Н.Муравьев излагает краткую историю обители. Саровская пустынь образовалась посреди глухого леса, на месте бывшего городища. Ордынский наместник, правитель бывшего здесь татарского города Сараклы, перенес свою резиденцию в другое место из-за постоянных набегов. В XVII веке здесь жили одинокие отшельники Иларион, его ученик Исаакий и Герасим. А.Н.Муравьев описывает трудности и тревоги отшельнической жизни иноков Саровской пустыни. Он повествует об искушениях и конфликтах первых насельников, вызванных страхом, одиночеством, тоской. Многие из них сдавались перед трудностями.

Исаакий был первым претендентом, способным руководить пустынью, но возглавил Введенский монастырь в Арзамасе, в котором был пострижен. Первые старцы пустыни вели успешную миссию среди заволжских старообрядцев, обращая их в официальное православие. В 1706 г. усилиями старца Исаакия в обители была построена первая деревянная церковь Живоносного источника. Вскоре монастырь сгорел, охваченный огнем пожара из ближних лесов. Были уничтожены все постройки, кроме церкви. Но уже к 1711 г. они были восстановлены и построена вторая церковь, пещерная, в часть преподобных Антония и Феодосия Печерских. Она получила царственных покровительниц в лице великих княжон Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны. К 1840-м г.г. монастырь приобрел величие и был великолепно отстроен.

Автор много говорит о саровских старцах Иоанне, Ефреме, Назарии, Нифонте, пустынниках Марке и Серафиме Соровских, принесших славу монастырю. О старце Серафиме говорится как о великом отшельнике, слава о добродетели которого ходила по всей России уже при его жизни. Автор называет его пламенным светочем, тысячи людей окрылявшим на молитвы.

История как монастыря, так и старца Серафима основана, очевидно, на устных преданиях, записанных А.Н.Муравьевым. Одним из его основных респондентов был настоятель Саровского монастыря Исайя (в миру Иона Иванович Путилов, 1786-1858). При нем монастырь достиг значительного расцвета. Игумен Исайя рассказывал о своих встречах с Серафимом Саровским, что вошло в книгу. Еще до пострига он несколько лет был келейником двух своих предшественников, а позднее казначеем и доверенным лицом игумена Нифонта. Он отлично знал историю и уклад жизни в обители, взаимоотношения и переживания ее главных лиц. Со всей братией он поддерживал добрые отношения. Исайя говорит и о сложностях монастыря, например, о запрете игуменом Нифонтом пустыннического жития, что было вызвано следованием царским указам, вызванным тем, что в лесных скитах и отшельнических кельях часто укрывались беглые крестьяне. Между Нифонтом и Серафимом были порою непростые отношения. Это объяснялось тем, что Серафим, принимая множество паломников, которые приходили к нему, невольно нарушал монастырский устав.

Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) - русский духовный писатель, поэт, церковный и общественный деятель. В 1828 г., сдав экзамены при Московском университете, он попал в ведомство Коллегии иностранных дел. В 1823-1830 г.г. он вел интенсивную литературную жизнь, встречался с А.С.Грибоедовым, А.С.Пушкиным, Е.А.Баратынским, тесно общался с любомудрами, был близок с М.П.Погодиным, посещал салон З.А.Волконской. В.А.Жуковский давал ему свои советы по поводу первых сочинений.

Духовным переворотом в жизни А.Н.Муравьева стало путешествие к св. Гробу Господню в Иерусалим и на Ближний Восток, совершенное в 1829-1830 г.г. после окончания русско-турецкой войны. Он совершил эту поездку из Адрианополя, в котором застало его завершение боевых действий. На Ближнем Востоке молодой офицер получил первые сведения по истории Вселенской Церкви и об учении святых отцов.

По возвращении А.Н.Муравьев стал широко известен в С.-Петербурге. Он был первым представителем русской знати, кто посетил Святую Землю, и все желали услышать его удивительные рассказы. Первая же его книга - о путешествии в Иерусалим - стала невероятно популярной, а автора начали сравнивать с Ф.Шатобрианом. Так отозвался о ней А.С.Пушкин: «С умилением и невольной завистью прочли мы книгу г-на Муравьева... Он посетил Св. места, как верующий, как смиренный христианин, как простодушный крестоносец, жаждущий повергнуться во прах пред гробом Христа». Помощь в редакции текстов А.Н.Муравьеву оказывал митрополит Московский Филарет (Дроздов). Он же стал на многие годы его наставником и собеседником. Это путешествие и книга о нем позволили молодому писателю получить свою первую должность в Министерстве иностранных дел. Он был назначен столоначальником Турецкого стола в Азиатском департаменте. За достижения в литературе в 1837 г. А.Н.Муравьев был избран в члены Российской Академии наук.

А.Н.Муравьев служил чиновником при обер-прокуроре Святейшего Синода. Одно время его видели потенциальным кандидатом на должность Обер-прокурора. Впоследствии А.Н.Муравьев был членом присутствия в Азиатском департаменте. Большую часть своей жизни писатель посвятил «утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни». Благодаря трудам А.Н.Муравьева русское дворянство приобщалось к чтению духовной литературы. Его книги пользовались большим спросом и регулярно переиздавались. Финансировала многие его издания графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.

В своих исторических разысканиях А.Н.Муравьев обращал особое внимание на материалы, ранее неизвестные или мало изученные. Он впервые опубликовал дело о патриархе Никоне, документы о связях Русской и Восточных православных церквей, собрал множество свидетельств о русских подвижниках.

В 1849 г. по инициативе игумена Исайи и А.Н.Муравьева собирались средства для постройки нового, каменного Преображенского храма около Тайной канцелярии - над местом упокоения иеросхимонаха Иоанна (Попова), основателя Саровской пустыни. Исайя был в числе первых жертвователей на храм. Он же привел в образцовый порядок архив и библиотеку пустыни.