Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Мы победим! Советская женщина в Отечественной войне. [Альбом]. М., 1943. В издательском переплете и в современном цельнотканевом футляре. На передней крышке переплета горельеф из пластмассы работы В.И.Мухиной. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1943


Мы победим! Советская женщина в Отечественной войне. [Альбом]. [План, лит. сценарий и текст - Евгения Немирова]. [М., типография «Искра революции», 1943]. [136] с., с илл. 29,3 х 24,7 см. Тираж 3000 экз. Монтаж фотоматериала, предоставленного архивами ТАСС, Музея ЦДКА, Центрального института Санитарного просвещения НКЗ СССР, А.М.Сурикова. В издательском переплете и в современном цельнотканевом футляре с золотым тиснением на корешке и крышке. На передней крышке переплета горельеф из пластмассы работы лауреата Сталинской премии скульптора В.И.Мухиной, имеющийся только на экземплярах из меньшей части тиража. Отличная сохранность. Редкость.

На момент выхода книги Советские войска достигли прочного перелома на всех фронтах Великой Отечественной войны и вели непрерывное наступление, освобождая все новые территории. С начала октября 1943 г., когда готовилось к печати настоящее издание, шла колоссальная по масштабам Днепровская операция, советские войска форсировали Днепр, что называется, «на плечах противника». Обозы со спецоборудованием, плотами, понтонами, боеприпасами не поспевали за движением войск. Пехотинцы преодолевали серьезную водную преграду ночью в полной темноте без должной артподготовки. Их козырем были внезапность и скорость. Исход войны был предрешен. Но все материальные ресурсы шли на фронт. Поэтому удивительно, что на фоне маленьких и очень скромно изданных книжек того времени выходит такой роскошный по военным меркам альбом, посвященный вкладу советских женщин в победу над фашизмом. Ограниченность бюджета выдает только малый тираж книги, наверное, самый небольшой среди парадных изданий Сталинской эпохи.

Книга стала важным памятником, подчеркивающим огромную роль женщин в войне. Залогом победы было соединение усилий всех советских людей. В альбоме показано, что в первые годы войны основная тяжесть строительства оборонительных сооружений, укреплений в городах, работы в промышленности и сельском хозяйстве, санитарной работы в действующей армии и значительная роль в боевых действиях легла на плечи женщин. Женщины заменили мужчин на шахтах, на заводах, в поле - почти везде. Они стали машинистами локомотивов, капитанами судов. В боях проявили себя летчицы, женщины-снайперы, радистки, женские отряды химзащиты. В блокадном Ленинграде женщины проходили боевую подготовку по ведению уличных боев. 

В книге рассказывается о конкретных людях, осваивавших в кратчайшие сроки новые профессии, в которых раньше женщины не были задействованы вовсе, об успехах женщин в этих непривычных им сферах. В целях секретности в условиях войны названия и месторасположение военных заводов, эпизоды труда на которых показаны на фотографиях, шифровались или опускались вовсе. На снимках представлена работа женщин на уральских, ленинградских, горьковских, тбилисских и других военных заводах, производивших танки, самолеты, снаряды, автоматы. Богатырями труда называет автор рабочих тыла. Большинство из них были представительницами прекрасного пола. Жены московских ученых шили солдатам гимнастерки, школьницы старших классов Ростова-на-Дону тачали рукавицы, крестьянки Тамбовщины сеяли и жали хлеб. Женщины сдавали кровь для солдат, усыновляли детей, потерявших родителей, собирали миллионы рублей в фонд Победы. В альбоме представлены фотографии женщин-героев, награжденных орденами за боевые заслуги. Среди них - танкисты, разведчицы, партизаны, военные врачи и др. 

Как и многие парадные издания того времени, книга имела несколько вариантов. Наиболее редким и ценным из них был вариант с накладным горельефом на переплете работы В.И.Мухиной. Он предназначался для подарков высокопоставленным лицам и героям войны. На горельефе изображены головы женщины и мужчины в профиль в военных атрибутах - каске и пилотке, что подчеркивало равную роль женщины именно на поле боя. И если мужской профиль полон холодной решимости, то женское лицо эмоционально призывает к ярости и мести.

Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) - народный художник СССР (1943 г.), академик Академии художеств СССР (1947), ученица художников К.Ф.Юона, И.И.Машкова, скульптора-монументалиста Э.А.Бурделя и других крупнейших мастеров. Работала в самых разных направлениях - от монументальной скульптуры до дизайна одежды, интерьеров и книг. Ее работы, начиная с 1920-х г.г., удостаивались высших наград и Гран-при на российских и европейских выставках, попали в крупнейшие музеи мира. Самой знаменитой ее работой стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», венчавший Советский павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже.