![]() |
![]()
|
Нечаев А.П., проф. Очерк психологии для воспитателей и учителей. С рисунками в тексте и с приложением указателя избранных психологических сочинений. Издание пятое. Пг., [тип. П.П.Сойкина, 1915]. 348, II с., с илл.; 1 л. табл. 22,5 х 15,5 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Александр Петрович Нечаев (1870-1948) - российский и советский психолог, один из основоположников экспериментальной педагогики. Доктор педагогических наук (1944). Родился в С.-Петербурге. В 1894 г. окончил философское отделение историко-филологического факультета С.-Петербургского университета, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 г. А.П.Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов С.-Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарем философского общества при С.-Петербургском университете. В 1898 г. был направлен на стажировку в Германию. Эта командировка определила направление его последующей исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.
Покинув С.-Петербургский университет, А.П.Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке. Читал психологию на педагогических курсах Военно-учебного ведомства. Осенью 1899 г. в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV Международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 г., а затем опубликованы.
В 1901 г. при Педагогическом музее была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии. При его участии в 1904 г. при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А.П.Нечаев, а руководителями практических занятий были А.Ф.Лазурский, И.Р.Тарханов и другие видные ученые. В 1910 г. в С.-Петербурге по инициативе А.П.Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики.
А.П.Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. В 1917 г. он стал директором Самарского педагогического института и, после преобразования его в 1918 г. в университет, дважды избирался его ректором. В 1921 г. он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 г. - его директором. В 1922 г. А.П.Нечаев был приглашен к больному В.И.Ленину для его психологического обследования по собственным методикам. В 1926 г. А.П.Нечаеву была назначена персональная пенсия, но он продолжил трудиться: преподавал психологию в Медико-педагогическом институте и Институте дефективного ребенка.
В 1935 г. постановлением особого совещания НКВД А.П.Нечаев был осужден к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию, жил в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в 1935-1944 г.г. был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.
Исследования А.П.Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом - на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. А.П.Нечаев изобрел для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп и аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России, так и за рубежом.
Большое внимание А.П.Нечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание. Исследовав мнемические процессы, ученый экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Он утверждал, что прочное запоминание, свободное оперирование материалом предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов, рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя. Одним из первых в отечественной психологии А.П.Нечаев начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий.
Результаты этих психологических наблюдений и исследований ученый использовал в своих научных трудах, в том числе и в настоящем сочинении. В нем А.П.Нечаев дает определение психологии, анализирует такие процессы, как ощущение, восприятие, воспроизведение представлений, упражнение и утомление, заучивание, внимание, суждение, понимание и др., говорит о воспитании нравственных чувств, рассматривает вопрос о свободе воли с педагогической точки зрения, формулирует главные задачи воспитания.