Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Поггенполь М. Очерк возникновения и деятельности Добровольнаго флота за время XXV-летняго его существования. Спб., 1903. Юбилейное издание. В издательском переплете (мастерской А.Шнеля) и в современном полукожаном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Поггенполь М.
Год издания: 1903


Поггенполь М. Очерк возникновения и деятельности Добровольнаго флота за время XXV-ти летняго его существования. Спб., типография А.Бенке, 1903. [8], 284 с.; 1 л. фронт., 24 л. илл., 2 л. табл. 25,2 х 18,5 см. Юбилейное издание. Издание было посвящено «памяти Августейшаго устроителя и покровителя Добровольнаго флота Императора Александра III». В издательском переплете, выполненном в мастерской А.Шнеля, и в современном полукожаном футляре с золотым тиснением на корешке и крышках. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Международная книга, 50-570.


Образование Добровольного флота представляет собой очень важное событие в деле развития коммерческого парового флота России. Решение о его создании было принято в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 г.г., когда возникла реальная угроза новой войны с Англией. Для того, чтобы противостоять английскому господству на море, был создан Добровольный флот, состоящий из быстроходных торговых судов с небольшим артиллерийским вооружением. В случае необходимости такие суда вполне могли заняться рейдерством, то есть захватывать и уничтожать пароходы противника, а главное - осложнять его морскую торговлю. Этот флот был наделен фактически пиратскими функциями - мог одновременно торговать и воевать. В мирное же время в его задачу входило улучшение ситуации с морской торговлей, которая из-за отсутствия достаточного числа судов в значительной степени контролировалась иностранцами.

В книге М.Поггенполя в подробностях описано возникновение Добровольного флота. В 1878 г. повсеместно в России была открыта подписка для приобретения быстроходных коммерческих пароходов с целью обращения их в вольные океанские крейсеры. На образовавшийся значительный капитал Комитетом по устройству Добровольного флота было куплено в 1878 г. четыре больших трансатлантических парохода, которые тотчас же были употреблены для перевозки войск. Вскоре пароходы Добровольного флота получили назначение служить в мирное время коммерческим целям, и в начале 1879 г. было образовано Общество Добровольного флота. Первоначально у государства не было средств на его создание, поэтому был сформирован Комитет по сбору пожертвований. В книге речь идет о дальнейшем развитии этой организации, а также о деятельности Общества Добровольного флота с 1879 по 1886 г.г., передаче Добровольного флота в ведение Морского министерства, создании Комитета Добровольного флота и общем направлении его деятельности, включая административные и хозяйственные вопросы, которые находились в его ведении. Кроме перевозок пассажиров и грузов Военного ведомства между черноморскими портами, пароходы Добровольного флота осуществляли рейсы на Дальний Восток. 

Большое внимание в книге уделено истории участия кораблей Добровольного флота в различных военных операциях. Они активно использовались и на Балтийском, и на Черном морях, но особенно велика была их роль на Дальнем Востоке. Сообщаются интересные данные о потерях в составе Добровольного флота, информация о кораблях, состоявших на его службе, об их роли в товарных и пассажирских перевозках, финансовой стороне работы Добровольного флота и личном составе его экипажей. В приложении опубликованы важнейшие документы по истории Добровольного флота.

Издание богато иллюстрировано портретами создателей и руководителей Комитета по устройству Добровольного флота, всех его членов, среди которых портреты цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III, возглавившего Общество Добровольного флота, и вице-председателя Комитета по устройству Добровольного флота члена Государственного совета К.П.Победоносцева. Помещены снимки пароходов, которые входили в состав Добровольного флота, их матросских и военных команд, вооружения.