Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Руководство для ведения хозяйства, делопроизводства и отчетности по всем видам денежного и материального довольствия в частях войск, штабах и управлениях Красной Армии. М., 1919. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Горецкий К.Е.
Год издания: 1919


Руководство для ведения хозяйства, делопроизводства и отчетности по всем видам денежного и материального довольствия в частях войск, штабах и управлениях Красной Армии. Составлено на основании действующих законоположений, правил и инструкций, объявленных в официальных изданиях по 15 апреля 1919 г., с изменениями, последовавшими по 1 июня 1919 г. [М.], издание Революционного Военного Совета республики, [1919]. XII, 159, 111, 78, [2], 45, 39, 112, 56, 76, 16, 42, 37, [3], 21, 31, [3], 32, 5-16, 33, [3], XIII-XVI, 12, 3-12 c., с табл. 23 х 15,7 см. Ведомственное издание эпохи Военного коммунизма. Первое издание, составленное генерал-майором царской армии Константином Ефимовичем Горецким, бывшим во время Первой мировой войны заместителем Главного интенданта Императорской армии. Издание выходило отдельными выпусками по главам. Каждая глава имеет поэтому свое оглавление и пагинацию. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Сбои в пагинации после страниц 15-го и 17-го счетов; вверху титула штамп конца 1910-х - начала 1920-х г.г.: «РСФСР. Начальник Охраны М.В.Р. ж.д. хозяйств» (Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога). Экземпляры рассылались по военным частям ответственным за интендантскую службу офицерам, практически не сохранились, отсутствуют в крупнейших федеральных библиотеках. Экземпляр комплектен и представляет интерес для военных музеев. Редкость.

Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога в первой четверти ХХ века была весьма важным комплексом железнодорожных путей и служб, находившихся до Октябрьской революции в частной собственности. Она носила свое название до 1921 г. Дорога соединяла Москву с Балтийским морем и Верхней Волгой, а также Поволжье с С.-Петербургом; кроме того, ее ветки шли через Бологое и Валдай в Псков, Прибалтику, Орел, Витебск. Дорога имела особое значение в Первую мировую и Гражданскую войны. По ней велось снабжение Западного фронта и русских столиц, в том числе хлебом Поволжья. В годы Великой отечественной войны дорога была разрушена и после не восстанавливалась.

Настоящее издание является полным руководством по ведению интендантской службы в пехотных полках и других родах войск. Интендантская служба обеспечивала снабжение армии оружием, боеприпасами, гужевым и механическим транспортом, продовольствием, обмундированием, жильем и прочими материальными ресурсами. Через нее проходили все деньги, выделяемые военным частям. От качества снабжения напрямую зависела боевая готовность военных частей армии.

Книга уникальна тем, что была составлена начальником интендантской службы всей царской армии генерал-майором К.Е.Горецким (1870-1947), перешедшим на сторону советской власти после Октябрьской революции. До апреля 1918 г. К.Е.Горецкий был главным интендантом при Народном комиссаре по военным делам РСФСР. Затем продолжил службу в Центральном управлении снабжения (ЦУС) Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота. Он также был постоянным членом Технического комитета ЦУС, председателем общей и финансовой секций ЦУС, председателем ЦУС. Как царский военачальник, он нигде не упоминает своего имени в книге, но издание с таким же названием 1923-1924 г.г. уже выходило с указанием его как редактора в должности помглавначснаба. С 1940 г. по предложению главного интенданта РККА А.В.Хрулева К.Е.Горецкий принял должность научного консультанта при Главном интендантском управлении РККА. Перед войной и в ходе нее А.В.Хрулев многократно встречался с К.Е.Горецким, получая от него консультации по важнейшим вопросам работы служб тыла; летом 1941 г. К.Е.Горецкий участвовал в разработке организации и штатов служб тыла военного времени.

В книге представлена структура интендантских служб армии, обязанности всех чинов этих служб и делопроизводство по учету и снабжению армии. Интендантская служба была фактически государством в государстве, как в царской, так и в советской армии. Через нее проходили все финансовые операции и все материальные ресурсы. Поэтому должности завхозов и кладовщиков в советской армии были самыми «хлебными», и считалось большим делом водить дружбу именно с этими армейскими должностными лицами. Лишь четкий учет и контроль могли дать возможность избежать злоупотреблений на этих должностях, инструментом к чему и являлось это руководство. Автор показывает, как умело и правильно, своевременно и экономно распределять военные запасы между отдельными частями войск. В книге показан «план снабжения» Красной армии в годы Гражданской войны.

Книга стала одной из основ успехов Красной армии, поскольку являлась прямым руководством к действию по организации тыловых служб и снабжению. В примерах ведения делопроизводства и различных бухгалтерских и учетных книг автор представил реальные документы армейских частей, отчеты и другие материалы, показывающие снабжение и хозяйственно-материальную жизнь армии в годы Гражданской войны.