Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Самолет Як-18П генерального конструктора А.С.Яковлева. Фотограф А.Биденко. [1958]. Оригинальная фотография в деревянной раме эпохи. Отличная сохранность. Фотография представляет историческую ценность. Редкость.

Автор: Биденко А.
Год издания: 1958


Самолет Як-18П генерального конструктора А.С.Яковлева. Фотограф А.Биденко. [1958]. Оригинальная фотография в деревянной раме эпохи. Размеры снимка: 50 х 72 см. Размеры в раме: 59 х 81 см. Подпись фотографа черной тушью в правом нижнем углу. Отличная сохранность. Фотография представляет историческую ценность. Редкость.

На снимке изображен специализированный одноместный спортивный самолет Як-18П, предназначенный для выполнения фигур высшего пилотажа. Самолет запечатлен в полете. Под крылом в дымке видны пятна снега на черной земле, что может указывать на ноябрь месяц и подготовку или участие в авиа-параде. За штурвалом самолета женщина, летчик-испытатель. Известно, что на моделях Як-18 с конца 1940-х г.г. летали знаменитые советские военные летчицы-испытатели: Марина Чечнева, Анна Бодрягина, Маргарита Раценская и многие другие. Вероятно, снимок сделан с самолета Як-18А, который иногда применялся для воздушных киносъемок на авиационных парадах.

Снимок сделан в 1958 г. до завершения испытаний этого знаменитого самолета, на котором было поставлено множество союзных и мировых рекордов. Его серийное производство началось в 1959 г. В опытной модели этого времени кабина пилота находилась на одной линии с крыльями самолета, как это видно на снимке. А уже на следующий год конструкторы перенесли ее ближе к хвосту, чтобы пилот имел обзор крыльев и пространства под ними. Такое положение кабины с тех пор стало предпочитаться конструкторами лучших спортивных самолетов во всем мире.

Як-18П был создан на базе учебно-тренировочного самолета Як-18А. Поэтому он изначально носил название Як-18АП. Шасси у нового самолета полностью убирались, причем стойки главного шасси складывались вдоль размаха по направлению к фюзеляжу, а не вдоль хорды крыла, как на Як-18А.

Базовая модель самолета Як-18, из которой позднее родилось целое семейство летательных аппаратов, была построена в 1947 г. и пришла на смену учебно-тренировочному самолету УТ-2. В 1949 г. Як-18 был запущен в серийное производство. Его использовали в Военно-воздушных силах, в летных школах гражданской авиации и авиаклубах в качестве основного самолета первоначального обучения. На таком «Яке» в июле 1955 г. первый раз самостоятельно поднялся в небо Юрий Гагарин.

Замечательной особенностью Як-18П было то, что он мог находиться в перевернутом полете до пяти минут. Он выпускался в двух вариантах, различавшихся устройством кабины пилота. Советские спортсмены блестяще выступали на нем на союзных и международных соревнованиях.

На летчиков-асов того времени этот легкий и маневренный самолет произвел сильнейшее впечатление и запомнился ярче всех других машин. Для своего класса самолетов он обладал мощным двигателем, имевшим тягу в 260 лошадиных сил. На этом самолете можно было выполнять любые фигуры высшего пилотажа, не особенно заботясь о запасе скорости и высоты. Летчик мог начинать делать комплекс фигур от самой земли. С набором высоты появлялись безграничные возможности для пилотажа, что было в диковинку даже иностранцам. Як-18П оказался очень прост в управлении, а его прочность допускала создание 8-кратной положительной перегрузки и 5-кратной отрицательной. Первый Як-18П испытывал выдающийся летчик-ас С.Н.Анохин, большой мастер акробатического пилотажа.