Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сравнительная таблица вышины главнейших памятников на Земном шаре. Печатал Твельбах. Рамку исполнил Дюнкел. Карлсруэ, 1840. Литография в раме и паспарту. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Твельбах, Дюнкель
Год издания: 1840


Сравнительная таблица вышины главнейших памятников на Земном шаре. Таблицу печатал Твельбах. Рамку исполнил Дюнкел. Карлсруэ, Литографическое заведение И.Фельтена, [1840]. Литография в раме и паспарту. В правом углу под рамкой: «В Санктпетербурге, у Фельтена, на Невском проспекте». Таблица с изображениями и размерами зданий имеет в правом нижнем углу подпись: «Печатал Твельбах». Она помещена в литографированную рамку с изображениями основных замечательных высоких строений и памятников С.-Петербурга и других городов мира. Под рамкой в центре подпись: «Дюнкел fec.». Размеры таблицы: 34,3 х 62,2 см. Размеры оттиска с рамкой: 56 х 77 см. Размеры в раме: 80 х 101,5 см. Очень хорошая сохранность. Издание представляет художественную и историческую ценность. Редкость.

Представленная таблица является своеобразным визуальным рейтингом высот знаменитых мировых зданий, являющихся символами культур, государств, городов, правлений. На литографии изображены 84 крупнейших мировых памятника истории и архитектуры в сравнении друг с другом по высоте. Единая шкала позволяет легко визуально сопоставить их. Внизу в таблице напротив названия каждого сооружения указана его высота в английских футах (30,4 см), страна и город бытования, время строительства, иногда обстоятельства (в связи с чем был построен).

В десятку самых высоких построек мира вошли: на первом месте - Башня Кельнского собора (проект XIII в.) - 500 ф., на втором - пирамида Хеопса - 478 ф., на третьем - башня собора в Страсбурге (1015-1459 г.г., Франция) - 469 ф., а также собор св. Петра в Риме - 432 ф., колокольня собора в Антверпене, шпиль Амьенского собора, башня Фрайбургского собора и др.

В таблицу попало десять русских сооружений культовой и гражданской архитектуры, а также монументов: собор св. Петра и Павла (Спб., 1712-1725 г.г.) - 17 место, Исаакиевский собор (Спб., 1768-1840 г.г.) - 29-е, Ивановская колокольня (построена в Москве «в воспоминание голода 1600 г.») - 33-е, Казанский собор (Спб., 1801-1811 г.г.) - 46-е, Александровская колокольня (Спб., 1830-1834 г.г.) - 55-е, Успенский собор в Москве (1325 г.) - 66-е, Ростральные колонны на Биржевой площади в С.-Петербурге - 70-е, Обелиск победам П.А.Румянцева (Спб., 1799 г.) - 79-е, Зимний дворец (Спб., 1754-1762 г.г.) - 80-е, Триумфальные ворота в честь Гвардейского корпуса (Спб.) - 82-е. Итак, более 10 % самых высоких зданий и монументов в мире, по сведениям таблицы, находилось в России.

Среди высотных строений в таблице также представлены: Орлеанский собор, башня Руанского собора, Вестминстерское аббатство, Пизанская башня, церковь Сорбонны, Колизей, Национальный институт в Париже, парижская же Вандомская колонна, Бранденбургские ворота и др. Список замыкает голова знаменитого Большого сфинкса из погребального комплекса в Гизе близ Каира высотой 28 футов.

Наверное, самым интересным и важным моментом в составлении таблицы является включение в нее Исаакиевского собора, строительство которого в это время происходило в С.-Петербурге. Строительство храма завершилось только в 1858 г., и он стал на тот момент главным собором Российской империи. Указание даты - 1840 г. - позволяет датировать литографию по принципу «не ранее». К этому году купол храма с крестом был достроен и собор мог участвовать в рейтинге.

В рамке вокруг таблицы в миниатюрном виде гравированы 23 мировых памятника архитектуры и скульптуры. Среди них значительное место уделено замечательным сооружениям С.-Петербурга и его окрестностей: показаны виды Биржи, Петергофской заставы, Академии художеств, памятников Петру I и А.В.Суворову, Александринского театра и Александровского манежа. Среди других произведений европейского зодчества представлены Бранденбургские ворота в Берлине, фонтан Шенбурн в Нюрнберге, Базельский фонтан и др. Памятники С.-Петербурга очень удачно вписаны в мировую и европейскую архитектуру, что подчеркивало успехи русских императоров в международной политике и в украшении столицы. 

Литография была выполнена и напечатана в литографской мастерской И.Фельтена в Карлсруэ печатником Твельбахом. Художник и литограф Дюнкель исполнил рамку вокруг литографии. В 1839-1841 г.г. И.Фельтен владел мастерской в С.-Петербурге, где также печатал свои издания на русские темы и здесь же их продавал. Мастерская располагалась в здании на Невском проспекте при Голландской церкви (№ 6). Партнером И.Фельтена в России был еще один европейский литограф и издатель -  Д.Дациаро. Именно ему И.Фельтен продал все свои клише и оборудование, когда в 1841 г. вернулся в Европу.

Интересно, что 1840-м годом датируется еще одно издание «Сравнительной таблицы вышины главнейших памятников на Земном шаре» И.Фельтена. Оно отличалось от представленного тем, что имело заглавие и выходные данные на двух языках - русском и немецком и не имело декоративной рамки с изображениями архитектурных памятников.

Иоганн Фельтен (1784-1864) - немецкий литограф и издатель, занимавшийся торговлей литографиями и книгами. Его литографическое дело началось в 1810 г. В конце 1826 г. он открыл собственную типографию, где тиражировал литографии и книги. Его предприятие называлось Институт художественной литографии. С 1830 г. И.Фельтен получил право печатать книги и других издателей. В 1832 г. у него уже было два магазина в Карлсруэ. В 1839 г. И.Фельтен открыл филиал издательства в С.-Петербурге, где его бизнес процветал до тех пор, пока в 1841 г. он не переехал в Париж, где начал совместное дело со своим зятем И.Я.Вейтом. И.Фельтен также печатал литографии совместно с зарубежными издателями. В Париже его партнерами были Бенард и Дж.Вейт, а в С.-Петербурге - Д.Дациаро. И.Фельтен специализировался практически на всех жанрах тиражной графики: на портретах, библейской тематике и исторических сюжетах, городских видах и изображениях зданий, военных предметах, анималистике и картах. С 1844 г. И.Фельтен, работая преимущественно в Париже, открыл в Карлсруэ художественную галерею. После смерти И.Фельтена его дело продолжал его сын Сигизмунд.