Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Суворин А.А. Палестина. Иллюстрировали А.Д.Кившенко и В.И.Навозов. Спб., 1898. Роскошное богато иллюстрированное подарочное издание. Экземпляр из меньшей, более дорогой части тиража. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Суворин А.А.
Год издания: 1898


Суворин А.А. Палестина. Иллюстрировали А.Д.Кившенко и В.И.Навозов. Спб., [типография А.С.Суворина], 1898. [6], 152, [2] с.; с илл. в тексте и 12 илл. на отдельных листах; 1 карта. 38,6 х 26,6 см. Роскошное подарочное издание, богато иллюстрированное в техниках тоновой и хромолитографии на отдельных листах и в тексте. Экземпляр из меньшей части тиража, отпечатанный на дорогой слоновой бумаге. Большая часть тиража выходила с 1892 по 1895 г.г. в 30 выпусках на обычной бумаге. Подарочный вариант издания был отпечатан к годовщине 10-летия Императорского покровительства Православному Палестинскому обществу. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкость.

Алексей Алексеевич Суворин (1862-1937) - писатель, врач, разработавший систему оздоровительного голодания, старший сын знаменитого издателя А.С.Суворина. Он был действительным членом Императорского Православного Палестинского общества и участником его увеличенного Совета. Окончил историко-филологическое отделение С.-Петербургского университета, одно время был ответственным редактором журнала «Новое время». После революции эмигрировал в Югославию.

В 1880-е г.г. А.А.Суворин неоднократно бывал в Палестине как журналист-путешественник, паломник и действительный член Русского Православного Палестинского общества. В 1889 г. Общество получило статус Императорского. Важность настоящего издания заключалась в том, что в 1899 г. исполнялось 10 лет с того момента, как император взял Палестинское общество под свою опеку. В этот период был проведен ряд мероприятий, значительно улучшивших быт паломников в Палестине, изменились и масштабы деятельности Общества. Императорское Православное Палестинское общество стало важным инструментом для осуществления внешней политики России на Ближнем Востоке.

Настоящее издание является увлекательным описанием Палестины глазами любознательного путешественника, мимоходом подмечающего множество деталей повседневной жизни страны. От каких-то из них жизнь русского паломника зависела напрямую, а какие-то ярко характеризовали страну. Автор следует по путям паломнических святынь, детально описывая их, через Яффу в Иерусалим, Элеон, на Мертвое море, в Вифлеем, Хайфу и на гору Кармель, в Хеврон,  Назарет, Тивериаду, на гору Фавор, в Самарию и другие евангельские места. Живые впечатления быта и привычек бедуинов, турок, евреев, немцев, греков и армян дополнены историческими сведениями о палестинских городах, реалиями ветхозаветного прошлого, выдержками из законодательных документов.

В конце XIX века туристическая жизнь на Святой Земле кипела. Только русских паломников сюда приезжало в год около десяти тысяч. Арабы имели лодочный бизнес в порту, снимая с кораблей паломников и их багаж, торговали на базарах. Немцы занимались извозом, варили пиво, держали гостиницы. Страна была чрезвычайно пестрой в религиозном отношении. Кроме арабов, евреев и духовенства всех возможных христианских церквей, здесь селились представители радикальных христианских сект, например, храмовники или менониты, верившие в скорое Второе пришествие. 

В книге показана жизнь Иерусалима и других городов Палестины во всем их многообразии. Представлены зарисовки из быта иерусалимских евреев, строго следовавших букве и духу Торы, обычаям Талмуда. Путешественник рассказывает о святынях евреев и мусульман - о Втором храме, построенном царем Соломоном, от которого сохранилась лишь Стена плача, о мечети Омара. 

В издании описана деятельность представителей Русской миссии, Палестинского общества и церкви. Эта работа была очень разноплановой. Монахи покупали здесь землю, организовывали и строили обители и подворья, разбивали сады, вели сложное хозяйство, с умом вкладывали получаемый доход в новые земли. Попутно автор знакомит читателей с турецкими законами и порядками, определявшими жизненные рамки. Представлена пасхальная служба в Храме св. Гроба Господня, рассказывается о православном братстве при храме. 

Книга особенно замечательна своим оформлением, в котором цветные и тоновые иллюстрации полностью интегрированы с текстом. Под одни выделены целые страницы или отдельные листы, а другие искусно вписаны в текст. Их оригиналы были выполнены в технике акварели, а потом изображения были перенесены на камень и отпечатаны в сложных и дорогостоящих литографских техниках. Иллюстрации несут в себе настроение и динамику, передавая жизнь ближневосточных городов. С их помощью мы можем увидеть Палестину глазами русских паломников конца XIX века: Храм Гроба Господня, Камень миропомазания, вход в пещеру Погребения, Голгофу, Гефсиманию, Мамврийский дуб и многое другое. Художники запечатлели Русскую Палестину - Консульский дом в Иерусалиме, здания подворий и монастырей; Святую Землю евреев, куда многие хасиды возвращались в конце жизни, заканчивая так череду мирских скитаний; арабский Восток с его базарами, национальными типами, верблюдами и осликами. Сюжетные заставки, инициалы и концовки довершают целостность издания как произведения книжного искусства. В инициалах представлены сложные композиции из фонового пейзажа и буквы, построенной из фигуры солдата или древней башни, из трав и лиан.

Оформление книги выполнили художники А.Д.Кившенко и В.И.Навозов. Они регулярно участвовали в проектах Палестинского общества. Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) нарисовал около ста акварелей с видами Палестины специально для издания А.А.Суворина. В 1891-1892 г.г. он работал в археологической экспедиции Палестинского общества на Ближнем Востоке под руководством академика Н.П.Кондакова. Василий Иванович Навозов (1862-1919) - один из лучших художников-графиков своего времени, ученик В.Г.Перова и И.М.Прянишникова, работал над заказами для иллюстрированных журналов «Нива» и «Всемирная иллюстрация». Он также создавал визуальный ряд для знаменитого издания «Беловежская пуща» (1903), а в начале ХХ века сотрудничал с фирмой К.Фаберже.