Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид Астрахани. По рисунку Корнелиса де Брюина. Амстердам, издатель Андреас ван Дамм, 1722. - Astrakan. Amsterdam, by Andries van Damme, 1722. Резцовая гравюра на меди в паспарту. Один из первых гравированных видов Астрахани. Отличная сохранность. Редкость

Автор: Брюин К., де.
Год издания: 1722


Вид Астрахани. По рисунку Корнелиса де Брюина. Амстердам, издатель Андреас ван Дамм, 1722. - Astrakan. Amsterdam, by Andries van Damme, 1722. Резцовая гравюра на меди в паспарту. Размеры оттиска: 26,3 х 15,5 см. Размеры в паспарту: 41,3 х 30,1 см. Над оттиском отпечатано: «1722.II.Stuk», «Pag.94». Один из первых гравированных видов Астрахани. Отличная сохранность. Редкость.

Гравированный вид Астрахани из периодического издания «Европейский Меркурий … 33-ий том. Часть вторая. Охватывающая вторую половину 1722 года» (Амстердам, издатель Андреас ван Дамм, 1722) («Europische Mercurius; behelzende De voornaamste Zaken van Staat en Oorlog, voorgevallen in alle de Koningryken en Heerschappyen van Europa; benevens eenige meldenswaardige Tydingen uit verscheide andere Deelen der Waereld. Historischer wyze, onverward en klaar beschreven, en met de noodige Authentyke Stukken voorzien, Door L: A: Philologo-Polit. Drie-en-Dertigste Stuk. Tweede Deel. Vervattende de Zes Laatste Maanden van het Jaar 1722. Verciert met kopere Plaaten. Amsterdam, By Andries van Damme, Bockverkoper op’t Rokkin, bezuydeu de Beurs, 1722»). На это указывают отсылки, напечатанные над оттиском, вид относился к с. 94 текста второй части. Альманах выходил дважды в год. В нем давался обзор событий, имевших коммерческую и экономико-политическую важность, за полгода. В сообщении, к которому прилагался гравированный вид Астрахани, говорилось о начавшемся в 1722 г. Персидском походе Петра I, нацеленном на то, чтобы открыть для российских купцов восточные рынки и обезопасить торговые пути.

Особенности бумаги, водяные знаки, характерные черты гравировки и печати свидетельствуют о подлинности гравюры и подтверждают время ее издания - 1722 г.

Представленный вид довольно близко воспроизводит гравированный вид Астрахани по рисунку знаменитого путешественника и художника Корнелиса де Брюина, первым исполнившего виды многих русских городов на пути от Архангельска до Астрахани. На представленном виде с гравюрой К. де Брюина совпадает большая часть стаффажа и сам вид города, подвергшийся при копировании некоторому упрощению. Рисунок, выполненный К.де Брюином, является первым живописным видом Астрахани. Свой вид Астрахани К.де Брюин опубликовал в книге: «Voyages de Corneille Le Brun par la Moscovie, en Perse, et aux Index orientales. Tome 1 (1718)» незадолго до того.

Петр I был первым русским царем, посетившим Астрахань. В 1722 г. Петр пристал к берегу у Никольских ворот. Астрахань он сделал форпостом подготовки к походу в Кавказские области Персии. На гравюре запечатлен вид Астраханского каменного Кремля, построенного в конце XVI века после присоединения Астрахани к Московскому государству. На гравюре видна и главная достопримечательность города - Успенский собор. Он был сооружен в 1560 г., после присоединения города Иваном Грозным, долго существовал в дереве, с конца XVI века был отстроен в камне. В 1698-1710 г.г. собор был возведен заново по проекту русского зодчего Дорофея Мякишева на средства астраханских купцов. Его высота составляет 75 метров, а площадь - 1790 квадратных метров. Петр Первый живо отреагировал на красоту Успенского собора: «…Во всем государстве нет такого лепотного храма...».

Вид Астрахани был зарисован Корнелисом де Брюином около 1703 г. во время его путешествия в Персию и Индию через Московию. На гравюре храм представлен в процессе строительства, еще без куполов. К. де Брюин был первым иностранцем, который получил возможность запечатлеть многие города в России и их различные интересные здания. Ему же принадлежала и первая грандиозная панорама Москвы, равной которой больше не появлялось. Благодаря видам русских городов К. де Брюина мы можем составить представление о том, как они выглядели в раннее Петровское время и в предшествующую эпоху.

Корнелис де Брюин (Cornelis de Bruin; 1652-1726/27) - голландский художник, писатель, путешественник. С детства он мечтал путешествовать и с того же времени стал брать уроки рисования. Изучал живопись в Гааге и Риме. Во время своей первой поездки в 1674 г. он посетил Рим, где присоединился к объединению голландских художников «Перелетные птицы». В 1677-1693 г.г. К. де Брюин  путешествовал по Сирии, Палестине, Египту и Греции. В 1701-1708 г.г. он совершил второе большое путешествие на Восток: через Россию в Персию, Индию, на Цейлон и Яву. В общей сложности путешественник находился в России более трех лет.

По завершении этих путешествий Корнелис де Брюин опубликовал книги, иллюстрированные собственными рисунками. Его «Путешествие через Московию в Персию и Индию» впервые увидело свет в 1711 г. Описания путешествий К. де Брюина имели сенсационный успех в Европе и были переведены на несколько языков. 

Осенью 1701 г. К. де Брюин направился на паруснике в Архангельск, из которого проследовал вглубь страны через Вологду и Ярославль до Москвы на санях. Во время пребывания в Москве путешественник, воспользовавшись случаем и рекомендательными письмами Николааса Витсена, познакомился с русским царем Петром I. Общение шло на голландском языке, который знал и царь. Корнелис рассказывал ему о собственных путешествиях, о пребывании в Венеции, где не пришлось побывать Петру. Голландец многократно виделся с царем, как во дворце, так и в домах влиятельных иностранцев в Немецкой слободе. Вместе с ним К. де Брюин отправился в Воронеж на корабельные верфи, где строился новый флот для войны с турками. В 1701-1703 г.г. путешественник проехал Европейскую Россию до Астрахани и в 1705 г. продолжил свое путешествие до Цейлона и Явы. Через полгода К. де Брюин отправился назад тем же маршрутом.

На обратном пути художник провел в России более года, с июля 1707 по октябрь 1708 г. Вернувшись в Москву, он посетил Смоленск, Вязьму, Ярославль, Великий Устюг и Тотьму, после чего покинул страну все тем же морским путем. В этом путешествии он также рисовал с натуры почти каждый день. К.де Брюин обращает внимание на праздники и свадьбы, погодные условия, питание, средства передвижения и т.д. Как художнику, ему очень важна сиюминутность с ее цветами, запахами, ощущениями, эмоциями. В своих рисунках он представил Россию в географическом, политическом, бытовом и естественноисторическом отношениях.