Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Мочульский К. Достоевский: Жизнь и творчество. Париж, 1947. Первое издание, прижизненное. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. Редкость, нет в некоторых крупнейших федеральных библиотеках.

Автор: Мочульский К.
Год издания: 1947


Мочульский К. Достоевский: Жизнь и творчество. Париж: YMCA-PRESS, [1947]. 561, [2] с. 23,6 х 16 см. Первое издание, прижизненное. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке. Сохранены издательские обложки. Форзацы из бумаги под мрамор. Очень хорошая сохранность. Редкость, нет в некоторых крупнейших федеральных библиотеках.


Константин Васильевич Мочульский (1892–1948) - русский литературовед, философ. Родился в Одессе, в семье профессора. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В звании доцента преподавал в нескольких крупнейших вузах России. Эмигрировал в 1920 г. в Болгарию, затем в 1922 г. переехал в Париж. Преподавал на русских курсах в Сорбонне, где читал с 1924 по 1941 г.г. циклы лекций по истории русской литературы и мысли XIX – начала XX в.в. С 1934 г. преподавал в Свято-Сергиевском богословском православном институте историю западноевропейских литератур, а в последние годы жизни - историю западной церкви, латинский и славянский языки. В середине 1930-х г.г. вступил в Братство Св. Софии, созданное по инициативе А.В.Карташева, С.Н.Булгакова, Г.Н.Трубецкого, Н.О.Лосского, П.Б.Струве и др. Наиболее близкие отношения К.В.Мочульский поддерживал с С.Н.Булгаковым, взгляды которого повлияли на образ мысли литературоведа. В сентябре 1935 г. Мочульский входит в созданное матерью Марией (Скобцовой) объединение «Православное дело», возникшее для организации «социальной работы» в больницах, столовых, общежитиях, школах. Скончался от туберкулеза.

Наиболее известны исследовательские работы К.В.Мочульского, посвященные творчеству выдающихся русских писателей и поэтов-символистов. Их отличает глубина, обстоятельность, умение тонко передать особенности художественного мышления того или иного писателя. В своих книгах о судьбах русских писателей (Гоголя, Достоевского, Блока, А.Белого и др.) он постоянно обращался к проблемам философского содержания их творчества и индивидуального мистико-психологического опыта. Автор подчеркивал особую философичность отечественной литературной традиции.

Нравственно-религиозный подход положен и в основу написанной в 1930-е годы книги «Достоевский: Жизнь и творчество». Для современников, писал К.В.Мочульский, «Достоевский был только проповедником гуманности, певцом униженных и оскорбленных. Между тем, если Тургенев, Гончаров, Толстой эпически изображали незыблемый строй русского «космоса», то Достоевский кричал, что этот «космос» непрочен, под ним шевелится хаос, он один говорил о надвигающихся на мир катастрофах. Его пророчества были восприняты лишь в XX в.», когда в Достоевском увидели «не только талантливого психопатолога, но и великого религиозного мыслителя», воспринимавшего историю в свете Апокалипсиса. Исследователь считал, что самое важное у Ф.М.Достоевского – это погружение в глубины подсознания, его прозрения. Рассматривая Достоевского как «гениального исследователя царства духа», литературовед ставил его в ряд с великими писателями Данте и Мильтоном. Книга К.В.Мочульского о Достоевском вызвала наибольший интерес среди всех его сочинений и была переведена на многие языки.