Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пушкин А.С. Руслан и Людмила: Поэма. Спб., 1899. Юбилейное издание поэмы с рисунками С.В.Малютина. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Большой формат. Отличная сохранность.

Автор: Пушкин А.С.
Год издания: 1899


Пушкин А.С. Руслан и Людмила: Поэма. Рисунки С.В.Малютина. М., издание А.И.Мамонтова, [1899]. [2], 48 с., с илл. 50 х 39,5 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Большой формат. Отличная сохранность.


К 100-летнему юбилею А.С.Пушкина издательство Анатолия Мамонтова выпустило несколько масштабных изданий. Самым грандиозным из них стала поэма «Руслан и Людмила» с цветными иллюстрациями, выполненными художником Сергеем Малютиным. Роскошная книга даже среди прочих юбилейных изданий выделялась своим большим форматом и изящным исполнением.

Поэма «Руслан и Людмила» была написана в 1818-1820 г.г. по окончании А.С.Пушкиным лицея и изначально задумывалась им как «богатырская» сказочная поэма. Одним из источников ее написания стали так называемые русские лубочные повести.

Мир волшебной богатырской сказки был тонко передан Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937), ярким представителем русского модерна, участником художественного объединения «Мир искусства». Для типографии Анатолия Мамонтова им был выполнен еще ряд иллюстраций к сказкам Пушкина: «О царе Салтане», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О золотом петушке». С.Дягилев писал об иллюстрациях С.Малютина: «Красота и новизна колорита была совсем обольстительна; акварели казались кусками каких-то дорогих и редких материй».

Александр Бенуа, отмечая невиданную гамму рисунков С.Малютина с «очаровательными восточными аккордами», замечал и то, что он создал «истинно сказочные картинки из своего рода иероглифов, объединяющих целую гамму понятий... Нужно быть большим поэтом и большим ребенком, чтобы познать ее и овладеть ею. Во всей истории искусства потому и не найдешь более двух десятков художников, обладавших действительно этой дивной способностью. Малютин, бесспорно один из этих немногих...». Эти рисунки, по мнению и многих других современников, увлекали в мир вымысла. Черно-белые и цветные иллюстрации в книге были дополнены золотым тиснением и изящными виньетками и заставками.

Оригиналы иллюстраций были куплены у С.В.Малютина княгиней К.М.Тенишевой, знаменитым меценатом, покровительницей художников, эмальером. В имении княгини Талашкино, прославленном как центр возрождения художественных ремесел, С.Малютин создал часть своих работ. После кончины К.Тенишевой в эмиграции местонахождение оригиналов неизвестно.

С.В.Малютин был тесно связан с купеческой династией Мамонтовых: работал над созданием костюмов и декораций для Русской частной оперы С.И.Мамонтова, расписал для еще одного предприятия Мамонтовых - мастерской магазина «Детское воспитание» первую русскую разъемную многофигурную куклу - Матрену, в дальнейшем ставшую самым популярным сувениром из России. Идея была подсказана японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова - фигуркой добродушного мудреца Фукурамы, одного из богов счастья. Среди архитектурных работ С.В.Малютина особенно известен доходный дом Перцовой, возведенный на набережной храма Христа Спасителя в 1905-1906 г.г.

Анатолий Иванович Мамонтов (1839-1905) - выдающийся издатель. Типография А.Мамонтова первая в России использовала для печати иллюстраций типографский метод (взамен литографии), чем значительно способствовала развитию иллюстрированных изданий, удешевив метод производства. В изданиях А.Мамонтова стали применяться цветные хромолитографии, гелиогравюры и фототипии. Его издательство сотрудничало с выдающимися художниками, которые были и друзьями дома: Васнецовым, Ге, Врубелем, Коровиным, Поленовым, Малютиным. На протяжении ряда лет в начале XX века А.Мамонтов владел книжным магазином в здании на Неглинной улице, фасад которого выходил на Петровские линии - центр московской книжной торговли.