Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сборник рукописей, представленных Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами. 3 тома. Спб., 1872-1873. В трех полукожаных переплетах эпохи и в футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1873


Сборник рукописей, представленных Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами. 3 тома. Спб., типография А.Траншеля, 1872-1873. 24 x 15,5 см. В трех полукожаных переплетах эпохи с золотым тиснением на корешках и в современном художественном футляре. Сохранены издательские обложки работы Л.Серякова. Книжный блок не обрезан. Очень хорошая сохранность.

Т. 1. (1872). [8], 474, [4] с.; 4 л. илл., 1 л. карта
Т. 2. (1872). [2], 488, [2] с.; 4 л. илл.
Т. 3. (1873). [4], 446, [2] с.; 5 л. илл.

Библиография: Международная книга, 50-635.


Главной целью настоящего издания было собрать для русских читателей в одной книге рассказы очевидцев и участников о героической 349-дневной обороне Севастополя - главной базы русского Черноморского флота. В ходе Крымской войны 1853-1856 г.г. России пришлось в одиночку воевать с Францией, Англией, Турцией и Сардинией. Воспоминания были записаны и собраны по повелению наследника цесаревича Александра (будущего императора Александра III). Великий князь Александр Александрович обратился с воззванием ко всем севастопольцам с просьбой помочь собиранию всего, что еще уцелело в памяти и рукописях о событиях тех дней. В ответ на его призыв поступило множество материалов: рассказы, воспоминания, письма, записки и дневники. Из всего этого были отобраны рукописи, которые, кроме исторической ценности, представляли бы значительный литературный интерес. Напечатанные здесь рассказы принадлежат перу разных авторов и освещают отдельные эпизоды обороны Севастополя. Издание иллюстрировано гравюрами на дереве с видами города и портретами главных участников событий. В конце книги приложен план расположения русских и союзных войск. Текст украшен сюжетными инициалами и концовками, гравированными на дереве выдающимся российским художником-графиком Л.Серяковым. Сборник посвящен памяти всех участников героической Севастопольской обороны.

Весь ценнейший материал предназначался для хранения в Севастопольском музее, но прежде того цесаревич Александр назначил для печати некоторые рукописи, которые, помимо исторической ценности материала, отличались живостью повествования, особенным колоритом, и ярко освещали отдельные эпизоды Севастопольской обороны.

В первый том включено четырнадцать рассказов. Среди них воспоминания командира 4-го бастиона В.Г.Реймерса, инженера-полковника Е.М.Бульмеринга, воспоминания об участии в защите Севастополя Н.А.Горбунова, бывшего в то время полковым адъютантом Владимирского пехотного полка, воспоминания князя Д.Святополк-Мирского. Перед читателем на страницах книги проходят герои Севастополя, представители самых разных сословий. Во второй том включено шесть рассказов. Это «Воспоминания севастопольца с 1854 по 1856 год», очерки Ф. фон Драхенфельса, воспоминания о Севастопольской обороне Георгия Чаплинского, «Очерки из Крымской войны» А.Розина, письма капитан-лейтенанта Петра Ивановича Лесли, воспоминания бывшего командира 1-й Карабинерной роты Алексопольского егерского полка Валериана Зарубаева. Третий том сборника открывается воспоминаниями о Севастополе Е.Романова-Корженевского, написанными 16 лет спустя после памятных событий. Кроме того, в этот том вошли выписки из писем генерала от инфантерии К.Р.Семякина к жене, воспоминания А.Гана, очерк В.Бейтнера о действиях в Алминском сражении Московского пехотного полка.

Издание оформлено художником Лаврентием Авксентьевичем Серяковым (1824-1881), выдающимся гравером на дереве, академиком Академии художеств. Л.А.Серяков был сыном солдата, крепостного крестьянина Костромской губернии. Служа в армии, будущий мастер гравюры выделялся своими художественными способностями и занялся ксилографией. Поразительным было то, что сложные гравюры он вырезал обычным перочинным ножом и делал это достаточно ловко. Знакомство с князем Одоевским сблизило Л.А.Серякова в 1847 г. с П.В.Кукольником, издававшим журнал «Иллюстрация» и нуждавшимся в хороших граверах. Талант Л.А.Серякова обратил на себя внимание, и по ходатайству П.В.Кукольника 23-летний художник был принят в Академию художеств. В 1858 г. за гравюру с рисунка Рембрандта «Неверие апостола Фомы» Л.А.Серяков получил стипендию для поездки за границу, где в течение пяти лет он работал в мастерских лучших граверов. Л.А.Серяков стал первым в России академиком гравирования на дереве. В 1868 г. он основал в С.-Петербурге собственную мастерскую, где стала развиваться тоновая гравюра на дереве. Фирма «Серяков и К°» украшала иллюстрированные издания лучших российских издательств второй половины XIX века, в том числе «Ниву» и «Всемирную иллюстрацию», для которых ею было изготовлено более тысячи листовых репродукций с произведений мировой живописи. Собственных гравюр Л.А.Серякова насчитывают до 500, из них лучшая - портрет императора Александра II, за который автор получил звание Гравера Его Величества.