Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Энгельгардт Н. Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати. (1703-1903). Спб., 1904. Издание, вышедшее в честь 200-летия периодической печати в России. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Энгельгардт Н.
Год издания: 1904


Энгельгардт Н. Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати. (1703-1903). Спб., издание А.С.Суворина, 1904. 388, [2] с. 18 х 12,2 см. Издание, вышедшее в честь 200-летия периодической печати в России. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность.


Печать – орган мышления народа, его мозг. В 1903 г. исполнилось 200 лет со дня появления в России регулярной светской печати – периодики и всех остальных ее видов. Все это время печать отражала упорную и непрерывную работу мысли нации. По мнению публициста, именно умственная деятельность, начиная с появления светской печати, стала для русского народа первенствующей. А создателем ее и главным двигателем в течение XVIII в. была верховная власть. Петр Великий учредил первую газету и проверял ее первую корректуру, Екатерина II писала в журналы и внесла вклад в развитие сатирической журналистики. Если сначала периодическая печать была орудием государственной идеологии, то с конца XVIII в. она начинает претендовать на самостоятельность, к чему прикладывают руку Новиков, Радищев, Карамзин и другие. Именно с этих пор появляется необходимость в цензуре.

История цензуры выразительно характеризует уровень развития общества и позволяет понять место в нем писателя, отношения между литераторами и их партиями. Автор стремится объяснить особенности отечественной цензуры, исследуя как цензурные уставы, так и высказывания о цензурных препонах русских литераторов, цензоров и представителей власти. Книга написана ярко и провокационно, она не оставляет равнодушным читателя, независимо от его взглядов и идеологических установок.

Николай Александрович Энгельгардт (1867-1942) - историк литературы, журналист, писатель, поэт. Его художественное слово и мысль отличались большой выразительностью и нестандартными поворотами, впрочем, как и судьба. Учился, но не окончил курса в Лесном институте, где его отец, народник, Александр Николаевич Энгельгардт, был профессором химии. В 1894 г. Энгельгардт женился на бывшей жене своего приятеля К.Д.Бальмонта Ларисе Михайловне Гарелиной (1864-1942). От этого брака родилась дочь Анна, которая стала в 1919 г. второй женой поэта Н.С.Гумилева, а также сын, крестник известного философа, друга Энгельгардта В.С.Соловьева, умерший в младенчестве. Еще в семье Энгельгардта воспитывался сын его жены от первого брака Николай Бальмонт.

Видный деятель монархического движения до 1907 г., националист и антисемит, А.Н.Энгельгардт сотрудничал в газете А.С.Суворина «Новое время», был одним из учредителей право-монархической организации «Русское собрание», выступал за его объединение с Союзом русского народа и Всенародным русским союзом. В своих взглядах он пытался соединять консервативно-монархические воззрения с народничеством. Но с 1907 г. увлекся оккультизмом и изменил монархическим взглядам. В 1908 г. заболел нервной болезнью, выражавшейся в жестокой депрессии, сопровождавшейся галлюцинациями. Он несколько месяцев практически не выходил из дома и лечился у знаменитого психиатра В.М.Бехтерева.

После революции Энгельгардт остался в России. Не последнюю роль в таком решении сыграл своеобразный народнический романтизм. Он записал в своем дневнике: «Остаться, терпеть, верить в свой народ, трудиться - значило сохранить свое человеческое достоинство, завоевать себе звание гражданина народной великой республики… И это значило заплатить долг народу и очистить себя». В 1918-1923 г.г. читал лекции в Институте живого слова в Петрограде. Его лишь однажды вызвали на допрос в ЧК, но потом оставили в покое, однако Энгельгардт жил в постоянном ожидании ареста, особенно после расстрела своего зятя Н.С.Гумилева. Семья Энгельгардтов погибла в 1942 г. в блокадном Ленинграде от голода. Сам писатель ослабел до такой степени, что однажды какая-то девочка отняла у него хлеб, который он нес для семьи.