Эренбург И. Испания. 2 тома. Л., 1937. В двух издательских переплетах и в современном цельнотканевом художественном футляре. Оформление: Эль Лисицкий. Очень хорошая сохранность. Редкость.
Автор: Эренбург И.; Художественное оформление: Эль Лисицкий, Эс Лисицкая, Евгений Голяховский. Фотографии: И.Эренбург, Р.Капа, Шима (Д.Сеймур) и др.
Год издания: 1937
Эренбург И. Испания. 2 тома. [Л.]: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1937. Художественное оформление издания в стиле позднего конструктивизма: Эль Лисицкий, Эс Лисицкая, Евгений Голяховский. В издании помещены фотографии Гонсани, Лотара, Майо, Маковской, Намута, Райснера, Шима, Эренбурга, Касоса, Капа, Оплеса, Намута. В двух издательских иллюстрированных переплетах и в современном цельнотканевом художественном футляре с золотым тиснением на передней крышке. Очень хорошая сохранность. Редкость.
T. I. UHP. До 18 июля 1936 года. 102, [2] c., с илл.
T. II. No pasaran! Гражданская война. Июль-декабрь 1936 года. 152 с., с илл.
Два легендарных альбома Ильи Эренбурга о Гражданской войне в Испании были составлены в 1936-1937 г.г., в то время, когда он находился в республиканской армии Испании как корреспондент «Известий». Постепенно из «Писем об Испании» складывалась мозаичная картина первых месяцев войны. Популярность И.Эренбурга в Испании была такова, что одну из рот «Колонны 19 июля» назвали «Центурия Илья Эренбург».
Два альбома о Гражданской войне не были первыми книгами И.Эренбурга об Испании. В 1932 г. в Берлине по-немецки вышла книга очерков «Spanien heute» («Испания сегодня») издательства «Маклик» в чудесном оформлении Джона Хартфильда, с массой снимков, сделанных И.Эренбургом в 1931 г. Увы, уже в 1933 г. все книги издательства «Малик» нацисты сожгли. В СССР «Испанию» напечатали тоже в 1932 г., но без единой фотографии; а в феврале 1935 г. подписали к печати ее второе издание, и снова без иллюстраций.
Со времени первой поездки И.Эренбурга в Испанию политическая обстановка серьезно изменилась. В феврале 1936 г. с минимальным перевесом на выборах победил блок левых партий «Народный фронт», и уже в марте И.Эренбург получил задание «Известий» отправиться в Испанию от редактора газеты Н.И.Бухарина. Население страны, особенно сельские жители, были в бедственном положении. Захват земель бывших господ происходил большей частью мирно, и этим сильно отличался от недавней Гражданской войны в России, и совсем не напоминал те ужасы, которые надвигались на Испанию с мятежом Франко и захватом власти фашистами. И.Эренбург писал: «Я пробыл в Испании всего две недели, а потом в течение двух лет видел ее окровавленной, истерзанной, видел те кошмары войны, которые не снились Гойе».
Первый альбом называется «UHP» (первые буквы пароля восставших астурийских горняков в переводе означают «Союз братьев-пролетариев»). В альбоме появилось 90 снимков испанских и советских художников, 18 из них сделал сам И.Эренбург. Часть принадлежала его товарищу Давиду Сеймуру. Свои фотографии Д.Сеймур подписывал псевдонимом «Шим» («Chim») и вскоре никто не называл его по-другому. Известность ему принесли репортажи с Гражданской войны в Испании и других европейских событий 1930-х г.г. Вторая мировая война застала Шима в Нью-Йорке. В 1942 г., когда родители Д.Сеймура погибли от рук фашистов, он получил американское гражданство. С 1942 по 1945 г.г. служил в отделе фоторазведки армии США. В 1947 г. Д.Сеймур вместе со своими старыми парижскими друзьями осуществил свою мечту - создал организацию революционно думающих фотографов: фотоагентство «Магнум», которое до сих пор остается самым влиятельным репортажным агентством в мире. В 1954 г. после гибели Роберта Капы Д.Сеймур стал новым директором «Магнума». Но он недолго оставался на этом посту: 10 ноября 1956 г., освещая события Суэцкого кризиса, Д.Сеймур был убит очередью из автомата.
Все фотографии для настоящей книги И.Эренбург отбирал сам. И ему доверяли. Оглядываясь на прожитые годы, он написал: «Для одних жизнь раскололась надвое 22 июня 1941 года, для других 3 сентября 1939, для третьих - 18 июля 1936». Речь идет о датах начала войн Отечественной, Второй мировой и мятежа Франко в Испании. Именно с 18 июля 1936 г. последующие десять лет жизнь И.Эренбурга, как и миллионов людей по всему свету, была связана с войной: «… сообщения, опровержения, песни, слезы, сводки, воздушная тревога, отступление, наступление, побывки, минутные встречи на полустанках, разговоры о нотах, о тактике и стратегии, молчание о самом главном, эвакуации, госпитали, огромное всеобщее затемнение и, как воспоминание о прошлом, беглый свет карманного фонарика».
Подписи к фотографиям в альбомах были разные: как специально написанные, так и исправленные фрагменты прежних статей. В № 11 «Советского фото» говорилось: «Той Испании, которая была в прошлом и какой ее фиксирует первый том книги Ильи Эренбурга, - уже не будет. К прошлому - нищете, голоду, эксплуатации возврата нет». Читая его испанские репортажи в «Известиях», в Изогизе решили издать не один фотоальбом, а два. Второй - о событиях после 18 июля 1936 г. - требовал новых снимков и текста. И.Эренбург эту идею поддержал. В конце 1936 г. он смог отправить в Изогиз для второго фотоальбома снимки, а в качестве текста велел взять очерки, что с июля по декабрь 1936 г. посылал в «Известия». Первый же альбом еще 21 октября 1936 г. Изогиз сдал в производство, приступив к работе над вторым.
Второй том назывался «No pasaran!». Он был сдан в производство 16 апреля, а подписан в печать 11 сентября 1937 г.. В него вошли 24 очерка («Письма из Испании» И.Эренбурга, которые печатались в «Известиях» в июле-декабре 1936 г.) и 94 снимка (из них 14 - эренбурговских; среди фотографов были два его товарища: Шим и Роберт Капа). «Известия» так отозвались на оба фотоальбома своего испанского корреспондента: «Тонкий художник, наблюдательный журналист, Илья Эренбург умеет рассказывать о том, что видит. Он не оставляет читателя равнодушным. Он переносит его в обстановку боев испанского народа с фашизмом, он ведет его в деревни и города республиканской Испании, показывает ее мужественных защитников, ее страдания и ее победы <…>. Это два альбома, в которых фотодокументы обладают красноречием агитатора, а текст заставляет учащенно биться сердце».
Следующее издание об Испании, подготовленное уже в СССР («В Испании. 1936-1938») после цензурных правок разрешили печатать только в 1939 г., но вскоре решение изменили, а набор рассыпали. В знаменитых в мемуарах «Люди, годы, жизнь» И.Эренбург немало прочувствованных страниц посвятил Испании.
Художественное оформление книги исполнил Лазарь Маркович Лисицкий (псевдоним Эль Лисицкий, 1890-1941) - живописец, график, дизайнер, автор архитектурных проектов, педагог; один из крупнейших мастеров русского авангарда. В оформлении участвовала и его жена, Эс Лисицкая (Софья Христиановна Лисицкая-Кюпперс, 1891-1978), художник и искусствовед, а также известный московский график, иллюстратор, экслибрисист Евгений Николаевич Голяховский (1902-1971). Е.Голяховский был дружен с Маяковским, Хлебниковым, Митуричем, Синяковой, но в творчестве тяготел к художникам «Мира искусства».
В начале 1920-х г.г. И.Эренбург и Эль Лисицкий издавали в Берлине журнал «Вещь». Манифест журнала на трех языках был изложен в первом выпуске: «Мы назвали наше обозрение «Вещь», ибо для нас искусство - созидание новых вещей». Одна из самых известных работ Э.Лисицкого - плакат «Клином красным бей белых». Э.Лисицкий - соавтор некоторых работ К.Малевича и соратник Шагала. Его увлечение фотографией и, в частности, фотомонтажом, проявилось в оформлении альбомов. Эпоха, в которую издавались эти два тома, больше не тяготела к смелым экспериментам раннего русского авангарда, но тем более в нем проявился сдержанный стиль мастера.
Илья Григорьевич Эренбург (1891-1967) – выдающийся публицист и общественный деятель. Учился в 1 Московской гимназии вместе с Н.И.Бухариным. После революции 1905 г. примкнул к деятельности РСДРП, но не вступил в партию. После серии арестов эмигрировал во Францию, где вышел его первый сборник "Стихи". Его литературная деятельность процветала в Париже. Там он вошел в круг художников-модернистов. В 1914-1917 г.г. был корреспондентом русских газет на фронтах Первой мировой войны, после окончания которой принял решение вернуться в Россию. В начале 1920-х г.г. уехал в многолетнюю заграничную командировку. В советской печати часто выходили его заграничные фотоотчеты.