Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Лопатин П. Метро. Под редакцией начальника Метростроя П.Ротерт. М., 1937. В издательском переплете. Хорошая сохранность.

Автор: Лопатин П.И.
Год издания: 1937


Лопатин П. Метро. Под редакцией начальника Метростроя П.Ротерт. М.: Издательство детской литературы, 1937. 158, [2] с.; с илл. в тексте и 9 илл. на отдельных листах. 21,6 х 17,1 см. Книга не переиздавалась. В издательском переплете. Иллюстрированные форзацы. Хорошая сохранность.


Книга Павла Ивановича Лопатина (1898-1962), историка-краеведа, крупного специалиста по истории Москвы была предназначена для детей старшего возраста и рассказывала о строительстве столичного метро. П.Лопатин был выпускником Петербургского института инженеров путей сообщения, а потому как нельзя лучше мог рассказать обо всех этапах строительства. Редактором книги стал начальник Метростроя - Павел Павлович Ротерт, начальник 1-й и 2-й очереди строительства Московского метрополитена.

К моменту выхода книги, в 1937 г., в Москве работало уже 17 станций метро. Первые из них закладывались на участках, соединяющих важнейшие транспортные узлы города и его исторические достопримечательности: вокзалы, театры, парки отдыха - от станции Сокольники до Парка Культуры с ответвлением на Смоленскую - в местах наибольшей транспортной загруженности. Трамваи, остававшиеся основным транспортным средством до открытия метро, перевозили в начале 1930-х г.г. около миллиона человек, но все же не могли обеспечить достаточную мобильность пассажиров.

Рассказ о строительстве метро П.И.Лопатин начал с 1902 г., когда состоялось первое обсуждение строительства московской подземки по немецкому проекту. Автор подробно описал те проблемы, с которыми сталкивался быстро растущий город: загруженность транспортных линий, частые поломки, толчею на узких московских улицах. Метрополитен представлен не как самостоятельный объект, а как важное нововведение в жизненной системе города. История создания московского метро тоже не кажется простой. Автор цитирует многочисленных противников этой идеи, среди которых и священники, и простые горожане, и инженеры, не поверившие в успех проекта.

Автор не побоялся обилия технических подробностей и как можно точнее описал те трудности, с которыми столкнулись инженеры при закладке первых станций. Большое внимание он уделил борьбе с подвижным грунтом и решению технических задач, которые казались уже непреодолимыми. Подробного рассказа удостоилась прокладка участка пути под площадью Дзержинского (в настоящее время Лубянской площадью). Во время строительства часть площади ушла под землю, образовав несколько воронок. Верхний слой твердой породы провалился в текучие «плывуны». Группа строителей и инженеров уже готова была отказаться от строительства, но было найдено решение. По версии, изложенной П.Лопатиным, Л.Каганович предложил засыпать грунтом проложенный участок и провести новый путь в нескольких метрах ниже, заменив деревянные сваи на железобетонные конструкции. В книге неоднократно подчеркивается самоотверженность первых метростроевцев, их вера в успех, несмотря на трудности, новаторство многих технических решений.

В издании были опубликованы три портрета партийных руководителей, непосредственно участвовавших в возведении метро: И.В.Сталина, Л.М.Кагановича (чье имя в 1937 г. носил Московский метрополитен) и Н.С.Хрущева, а также портрет начальника Метростроя П.Ротерта и его заместителя Е.Абакумова.

Работа со сложными московскими грунтами конечно, требовала показать машины, которые использовались при строительстве метро. Так на страницах книги оказались разрезы кессонных камер и шахтных колодцев с будущими тоннелями, холодильные установки, защищавшие метростроевцев на глубине, их вид на поверхности - рисунки и фотографии. В книге также были помещены портреты метростроевцев и ударников-комсомольцев. Конечно, показаны и внутренние интерьеры станций - уже возведенных и только проектировавшихся: Площади Маяковского, Сокола, Аэропорта, Динамо, Площади Революции и Курского вокзала.