Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Мутер Р. История живописи от Средних веков до наших дней. 3 тома. М., [1914]. Единственное дореволюционное издание, в советское время книга не переиздавалась. В трех современных полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Отличная сохранность.

Автор: Мутер Р.
Год издания: 1914


Мутер Р. История живописи от Средних веков до наших дней. Перевод В.Фриче. 3 тома. М.: Печатник, [1914]. 27,5 x 20,1 см. Единственное дореволюционное издание, отпечатано в типографии П.П.Рябушинского на высококачественной бумаге, роскошно оформлено иллюстративными заставками и концовками в тексте, множеством иллюстраций на отдельных листах, 56 из которых выполнены в цвете. В трех современных полукожаных переплетах с золотым тиснением между бинтами на корешках. Отличная сохранность. В I и II томах нет по одному листу иллюстраций с сюжетами «Благовещения».

Том I. Средние века и Ренессанс в Италии. 287 c.; с илл. в тексте и 44 илл. на отдельных листах. Нет листа илл. к с. 174.
Том II. Нидерландское и немецкое Возрождение и эпоха барокко. 330 c.; с илл. в тексте и 44 илл. на отдельных листах. Нет листа илл. к с. 138.
Том III. Восемнадцатое и девятнадцатое столетие. 324 c.; с илл. в тексте и 49 илл. на отдельных листах.

Рихард Мутер (1860-1909) – выдающийся немецкий искусствовед. Он изучал историю искусств в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах. В 1881 г. получил докторскую степень и был приглашен преподавать в Мюнхен, где одновременно занимался изучением средневековой книжной иллюстрации. С 1885 г. Р.Мутер был директором Государственного графического собрания в Мюнхене, с этого же времени начав писать статьи по искусству для различных периодических изданий. В 1895 г. молодой ученый стал профессором истории искусств в университете Бреслау.

Искусство неразрывно с нашим восприятием, с идеологией, моделями мира, которые глубоко сидят в нашем сознании, с подсознательными страхами и психологией в целом. То, что не понял еще ученый, политик или обычный человек о своем времени или о прошлом, почувствовал и передал в языке образов художник. Через искусство прорывается внутреннее напряжение, конфликты времени, народов, цивилизаций. В начале ХХ в. эта роль искусства в человеческой истории начинает постепенно осознаваться. Р.Мутер был одним из первых исследователей, которые воспринимали художественный язык по-новому, анализировали его не только сам по себе, но вписывали историю искусства и конкретные художественные произведения в более широкие контексты развития общества, цивилизаций и ментальности.

Художественная и историческая эрудиция автора поражают. Он прослеживает параллели в сюжетах, выявляет их генезис и дальнейшие метаморфозы в течение столетий, художественные взаимовлияния народов и культур. Автор стремится показать происхождение и связи тех или иных образов, стилей искусства, увязать их с другими историческими явлениями своего времени, что делает книгу невероятно увлекательным путешествием не только по коллекциям знаменитых европейских художественных музеев, галерей и по памятникам, но и в глубины человеческого сознания и души в разные исторические эпохи. Для своего исключительно масштабного исследования автор привлекает богатейший набор источников: это и сами произведения искусства - четко отобранные, проанализированные и устроенные в систему; это и исторические документы, и данные археологии, и обширные сведения, накопленные историками к тому времени.

В своей книге Р.Мутер дает концептуальное объяснение ключевых моментов в развитии европейского искусства от Средних веков до конца XIX столетия. Книга Р.Мутера была переведена на основные европейские языки и пользовалась за границами Германии огромной популярностью, став ярким событием своего времени. Свое преимущество перед искусствоведами и историками искусства прошлого Р.Мутер видел в том, что ему с выбранной им темой исследования было доступно гораздо больше источников для написания обобщающей работы. Этому труду и ряду других автор обязан своей громкой славой, в том числе и в России, где был принят с большим энтузиазмом «декадентами», а также художниками-символистами и более радикальными их коллегами по цеху.