Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Невский проспект. Вид на здание Городской думы с башней. Худ.-лит. Отто Флекен. [Германия, 1890-е гг.]. Хромолитографированный лубок в раме и паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Флекен О.
Год издания: 1897


Невский проспект. Вид на здание Городской думы с башней. Худ.-лит. Отто Флекен. [Германия, 1890-е г.г.]. Хромолитографированный лубок в раме и паспарту. Размеры оттиска: 31,5 х 41 см. Размеры в раме: 53,7 х 63,2 см. Отличная сохранность.


На литографии изображен вид на часть здания Городской думы и Думскую башню, выходящую на Невский проспект. Думская башня имела высоту 47,5 м и является одной из главных архитектурных доминант проспекта и города, и поныне определяя облик центральной части проспекта. Интересные детали: по Невскому проложена линия конки, функционировавшая с 1863 г. до 1907 г., по ней движется вагон-империал; напротив Думской башни находится магазин «Стрела», торговавший велосипедами.

Здание Городской думы многократно перестраивалось за свою историю. В 1847-1852 г.г. оно было перестроено по проекту Н.Е.Ефимова, в оформлении использованы мотивы итальянского Ренессанса. Строительство башни Городской думы, которая должна была иметь сигнальные функции на случай пожара, было инициировано в 1799 г. указом Павла I. Она была построена по проекту Джакомо Феррари в 1804 г. Своеобразие многоярусной башни состояло в том, что она возвышалась не над самим зданием, а сбоку, на углу квартала. Сооружение имеет необычную пятигранную форму, а также дополнительный деревянный ярус и ажурную металлическую конструкцию для подъема сигнальных шаров, сооруженные архитектором В.И.Беретти в 1830-х - 1840-х г.г. В 1839 г. Думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург-Варшава, который связывал Зимний дворец с Царским Селом, Кронштадтом, Гатчиной, а также с Вильно и Варшавой. При хорошей погоде сообщение доходило от Петербурга до Варшавы через 149 промежуточных станций за 15 минут. С 1850-х по 1920-е г.г. башня использовалась как пожарная каланча.

Конно-железная дорога была построена в Петербурге для гражданских перевозок в 1863 г. и существовала по 1907 г., после чего была заменена паровым трамваем. Линии конки были однопутными с разъездами каждые 1-1,5 км. В качестве подвижного состава использовались два типа вагонов - одноэтажный и двухэтажный (с «империалом»). Империал представлял собой крышу, приспособленную для перевозки пассажиров для удешевления проезда.

Первые велосипеды в Петербурге появились в 1860-х г.г. В 1880 г. в Cанкт-Петербурге зарегистрировали около пятидесяти велосипедистов. В это время велосипеды стоили колоссальных денег - 300-400 рублей.

Отто Флекен (1860-1925) - известный немецкий художник и литограф. Его подпись отпечатана литографским способом в правом нижнем углу листа.