Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

План Москвы. [Сост. С.Герберштейн, грав. Ф.Хогенберг. Кельн, 1575, оттиск до 1593]. Гравюра на меди. Один из самых ранних планов Москвы. Раскраска акварелью. Отличная сохранность. Гравюра имеет историко-культурную и художественную ценность. Редкость.

Автор: Герберштейн С., Хогенберг Ф.
Год издания: 1575


Moscauw. – План Москвы. [Составил С.Герберштейн, перегравировал Ф.Хогенберг. Кельн, 1575, оттиск до 1593]. Гравюра на меди (офорт) в раме и паспарту. Один из самых ранних планов Москвы. Раскраска акварелью, близкая ко времени издания. Размеры оттиска: 34,6 х 48,7 см.; листа: 38,4 х 52,7 см.; в раме: 66,3 х 80,3 см. Отличная сохранность. Гравюра имеет значительную историко-культурную и художественную ценность, представляет большой интерес для музеев. Редкость. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.

Библиография: Клепиков С.А. Библиография печатных планов г. Москвы, № 5.


Представленный план Москвы является копией с ксилографического плана (первого печатного плана Москвы), который был приложен к базельскому изданию «Записок о Московитских делах» Сигизмунда Герберштейна 1556 г. (в первом издании 1549 г. план отсутствовал). Барон Герберштейн находился на службе у императора Максимилиана I, дважды побывал в России с дипломатическими поручениями в 1517 и 1526 г.г. Составленные им записки долгое время были самым авторитетным изданием о России в Европе.

В 1575 г. Франс Хогенберг перегравировал ксилографический план С.Герберштейна для второго тома шеститомного издания Георга Брауна (1541-1622) «Знатнейшие всего мира города» (Georg Bruin. De praecipuas totius mundi universi urbibus. 1572-1617), который был издан в этом же году в Кельне. План был помещен во второй том, таблица 47. На обороте представленного листа указан именно этот номер. Ф.Хогенберг довел план Герберштейна до художественного совершенства, изображение приобрело четкие контуры, было увеличено и оживлено с помощью фигур людей и животных. В исполнении кельнского гравера план получил широчайшее распространение и был по-настоящему знаменит, выдержав вместе с книгой, в которую входил, 17 переизданий.

В левом верхнем углу плана награвирован герб барона Сигизмунда Герберштейна. Внизу под планом представлены русские типы: боярин, излюбленные граверами того времени быки-туры и всадники поместной конницы в стеганых кафтанах с короткими рукавами. На плане город изображен в зимнее время, река находится подо льдом и служит прямым путем сообщения. По льду люди ездят в санях и перемещаются на лыжах. В картуше в нижнем правом углу название плана: «Moscovia, urbs, regionis eiusde nominis metropolica, duplo maior, qua Praga Boiemiae, lignea aedificia habit, multas plateas, sed dispersas, latissimi campi interiacent: Mosca amnis, insam irrigat».

Многие детали плана выглядят фантастично, но старая Москва тоже почти уже миф. Эта фантастичность обязана свойствам человеческой памяти. С.Герберштейн составлял этот план через 30 лет после своего последнего визита в Московию, и поэтому многие существенные детали плана оказались искажены. Тем не менее, важнейшие черты города угадываются. В центре Кремля на Соборной площади мы видим палаты Государя (Грановитая палата), Благовещенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого, и др. Достоверно и сообщение о мельницах на противоположном от Кремля берегу Неглинной. Эти мельницы появились незадолго до приезда С.Герберштейна в Москву и нашли отражение в его плане. Через реку Москву у правого нижнего края крепостной стены проходит «живой» (наплавной) мост – древнейшее сооружение, действовавшее постоянно для переправы через реку.

Особенности состояния гравированной доски (отсутствие следа на оттиске от небольшой трещины на доске по нижней рамке слева) позволяют отнести представленный лист к одному из первых изданий книги до 1593 г., поскольку в издании этого года появляется след от трещины на доске.

Качество гравировки и печати (хорошее, практически без следов правки доски), особенности бумаги подтверждают датировку.

Франц Хогенберг (1540–1590) – один из крупнейших немецких граверов XVI в. Сын фламандского гравера Ганса Хогенберга старшего (ок. 1500–1544). Протестант. В 1560 г. работал во Франции, в 1569 г. с братом, тоже гравером, Ремигиусом совершил поездку в Англию, в 1570 г. обосновался в Кельне, имел собственную мастерскую. В 1585 г. работал в Гамбурге, в 1588 г. совершил поездку в Копенгаген.