Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Подводная лодка типа «Карп». Севастополь, фотография М.Мазур, [не ранее 1908]. Фотография в раме, наклеенная на фирменное паспарту. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Мазур М.П.
Год издания: 1908


Подводная лодка типа «Карп». Севастополь, фотография М.Мазур, [не ранее 1908]. Фотография в раме, наклеенная на фирменное паспарту с тиснением: «Придворный фотограф М.Мазур, Севастополь» (слева внизу видно тиснение герба под короной, уходящее под раму). Размеры паспарту: 48,3 х 60,3 см. Размеры снимка: 29 х 38,5 см. Размеры в раме: 60,1 х 72 см. Отличная сохранность. Редкость.


На снимке изображена одна из пяти первых подводных лодок, попавших на вооружение в Российский Черноморский флот. Три лодки из этой пятерки были идентичны, относились к типу торпедных подводных лодок «Карп», назывались «Карп», Карась» и «Камбала». Они были приняты на вооружение в 1907 г. В Черное море их спустили 1 августа 1908 г. и использовали в качестве учебных подводных лодок для подготовки первых российских подводников.

На снимке на палубе лодки стоят тридцать моряков, из них двое офицеров в белых кителях (капитан и мичман судна) и 28 матросов, кроме того, один матрос позирует, находясь не на судне. Интересно количество моряков, поскольку вместо 29 предусмотренных членов экипажа на палубе присутствует еще один человек, возможно, инструктор (одиннадцатый стоящий слева имеет на голове не бескозырку, а фуражку). Можно предполагать, что это матросы, набранные для обучения управлению кораблем. Матросы еще не зачислены в команду. На их бескозырках видно название корабля, на котором они служили до того, «[Адмирал] М.Лазарев» (?), одного из старейших броненосных фрегатов на вооружении у России того времени. Трехбашенный фрегат состоял на службе в военном флоте на Балтийском море до 1911 г. Вероятно, из членов его экипажа набирали кандидатов в моряки-подводники.

Снимок выполнен крупнейшим Севастопольским фотографом Михаилом Павловичем Мазуром (1874-1933). Он был действительным членом Всероссийского общества фотографов (с 1901 г.), Придворным фотографом Его Величества, имел высший торгово-промышленный статус «Поставщика Высочайшего Двора», полученный в 1904 г. Всего за историю российской фотографии такого статуса удостоились 35 человек. Услугами фотографа пользовался представитель Императорской фамилии великий князь Александр Михайлович - флотоводец, занимавший крупные должности в Военно-Морском ведомстве и много времени служивший на Черном море. Благодаря этим связям, М.П.Мазур имел монопольное право на фотографирование кораблей Черноморского флота, а также выполнил и издал альбом «Панорама обороны Севастополя». За свою деятельность фотограф был удостоен от императора Николая II благодарности и ценного подарка.

Подводные лодки типа «Карп» были изготовлены в Германии в судоверфях г. Киля в 1904-1907 г.г. по проекту инженера Р.Эквиллея, а затем по морю и поездами были доставлены через Либаву в Крым. Корабли имели следующие характеристики. Размеры: длина - 39,62 м, ширина - 3,12 м, осадка - 2,9 м. Водоизмещение (надводное/подводное): 209/235 т. Время погружения составляло не менее 10 минут. Глубина погружения: до 30 м. На лодках были установлены по два керосиновых мотора Кертинга в 200 л.с. Их недостаток был в том, что они демаскировали лодку клубами белого дыма при плавании в надводном положении, из которого могла осуществляться атака. Также на лодках были по два электромотора в 180 л.с., которые обеспечивали скорость подводного хода - 8,3 узла, надводного - 10,6 узла. Дальность плавания в надводном положении составляла 1250 миль, в подводном - 80 миль. Вооружение корабля составлял один трубчатый торпедный аппарат (457 мм) и два 457-мм аппарата Джевецкого. На палубе имелось три входных люка. Носовой люк использовался для погрузки торпед.

Наиболее известной подводной лодкой этого типа является «Камбала». Она трагически погибла во время морских учений, открыв счет затонувшим российским подводным судам. 29 мая 1909 г., то есть всего через девять месяцев после начала службы на Черном море, лодка под командованием лейтенанта М.М.Аквилонова провела учебную атаку Черноморской эскадры ночью в полной темноте. Если торпедную атаку она выполнила удачно, то дальнейшее маневрирование среди кораблей эскадры закончилось столкновением с броненосцем «Ростислав». В результате подводная лодка была разрезана на две части и затонула. Погибли капитан II ранга Н.М.Белкин, мичман Д.А.Тучков, минный кондуктор Ф.И.Сальников и 17 членов экипажа. Две другие лодки во время британской интервенции в Крыму в 1918-1919 г.г. были захвачены и вскоре затоплены в районе Севастополя.